Группа №5 для детей с 5 до 6 лет (старшая группа)

Воспитатели:

Брюкина Татьяна Михайловна

Кутах Елена Борисовна

Учитель-логопед: Коломенская Елена Владимировна (ссылка на блог http://www.kolomenskaya-lena.blogspot.ru/)

Помощник воспитателя: Новикова Людмила Константиновна

Тема недели: «День победы»

Все наши мероприятия в детском саду посвящены этому великому празднику.

Темы бесед были:

  • Что за праздник День победы и почему он так называется?
  • Кого поздравляют в этот день?

Рисовали карточки, посвященные военной тематике. Прошёл праздник, посвященный Дню победы, на которой были приглашены ветераны ВОВ.

В детском саду была открыта выставка «Бессмертный полк» с фотографиями участников ВОВ. Дети ходили к мемориальной доске на улице Котина, возлагали цветы.

Дома: побеседуйте с ребенком о Дне победы, рассмотрите вместе фотографии из семейного альбома. Можно посмотреть кинофильмы, которые подходят для семейного просмотра.

Расскажите детям о войне. Научите самостоятельно рассказывать об этом дне или члене своей семьи участвующего в войне.

Посетите какой-либо мемориал, посвященный защитникам Родины, возложите цветы. Воспитывайте уважение к героям войны.

Расскажите как жили и работали люди в блокадном Ленинграде.

Тема недели: «Растения луга и сада»

Темы бесед на этой неделе:

  • Какие три государства существуют в великом царстве растений?
  • Какую пользу приносят нам травы и цветы? (какие лекарственные растения ты знаешь? Какие болезни они лечат?)

Побеседовали о многообразии цветов:

  • Какие сказки ты знаешь, в которых цветы играют важную роль? («Дюймовочка», «Аленький цветочек», «Цветик-Семицветик»)

Мы побуждали детей самостоятельно рассказать полным предложением и применять образные выражения и красочные эпитеты.

Разгадывали загадки о растениях и цветах.

Поговорили о Красной книге растений, в которую включены редкие и исчезающие виды цветов и растений.

Сделали аппликацию в тарелочках «Полевые цветы» (учились вырезать ромашки, закрепляли умение работать с ножницами).

Конструировали из бросового материала «Садовые цветы Нарциссы».

Рисовали на тему: «Фантастические цветы».

Почитайте: А. Платонов «Неизвестный цветок»; Л. Воронкова «Золотые ключики».

Дома: поиграйте в игру: «Я знаю 5 названий цветов, растений, деревьев»;
В игру: «Да-нетка»; «Четвертый лишний».

Расскажите о некоторых растениях, цветах, которые приносят пользу. Например: одуванчики содержат витамины С и Е, каротин и другие полезные вещества, их употребляют в пищу, готовят салаты.
Ромашка – используется как противовоспалительное средство, ей лечат больное горло.
Черемуха используется при расстройстве желудка.
И т.д.

Тема недели: «Насекомые»

Темы бесед:

  • Насекомые – самый большой вид среди животных на Земле
  • Насекомые – безобидные
    Насекомые – хищники
  • Кому нужны насекомые, есть ли от них польза?

Рисовали красками, используя способ монотипия «Бабочка». Сюжетное рисование по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Лепка «Бабочка – Красавица».

Играли в игр «Узнай по описанию».
Составляли рассказ по образцу:

  • Кто это?
  • Внешний вид (туловище, 6 лапок, головка, усики)
  • Где живет?
  • Чем питается?
  • Хищник или травоядное
  • Приносит ли пользу?

По дороге домой, попробуйте понаблюдать за насекомыми, возможно, вы увидите бабочку-капустницу или шмеля муравья. Понаблюдайте за ними.
Поиграйте в игру: «Четвертый лишний»; «Да-нетка». Почитайте детям К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Тема недели: «Мой город – Санкт-Петербург»

Темы наших бесед на этой неделе:

  • История Санкт-Петербурга (Спб - один из самых больших и красивых городов нашей страны России. 314 лет назад среди болот и лесов Царь Петр I построил город и дал ему название в честь святого покровителя апостола Петра. Город начал своё строительство на Заячьем острове с Петропавловской крепости).
  • Символы Санкт-Петербурга:
    Белые ночи
    Алые паруса (праздник выпускников)
    Выстрел из пушки в 12 часов дня
    Кораблик на шпиле Адмиралтейства
  • Реки и каналы СПБ
  • Достопримечательности нашего города

Выучили стих «Маленький кораблик». Попросите повторить его.

На прогулке играли в игры: «По болоту Петр шёл»; «Бегемотик-бегемотик» (выучили названия рек и каналов СПБ).

Рисовали красками: «По болоту Петр шёл и остров заячий нашел», рисовали здания Адмиралтейства.
Делали аппликацию: «Медный всадник».

Дома: побеседуйте с ребенком о городе. Рассмотрите иллюстрации открыток или фотографий с видами города.

Мы с детьми составляли рассказ о Санкт-Петербурге, попросите детей рассказать о городе.

 

Тема недели: «Весна. Первоцветы»

Мы с детьми ещё раз повторили признаки весны. Поговорили о том, что первые весенние цветы, называется первоцветами.
Мы с детьми познакомились с названиями первоцветов (рассмотрели иллюстрации первых весенних цветов):

Подснежник

Мать-и-мачеха

Медуница

Пролеска

Крокус

Ветреница

Печеночница

Побеседовали о том, что природу надо беречь и охранять, не срывать просто так первые весенние цветы, которые дарят нам свою красоту.
Обсудили стихотворение:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Повторили названия весенних месяцев.
Рисовали первые весенние цветы.
Лепили «Подснежники».

Дома: ещё раз поговорите с детьми о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе: солнце светит ярко, день стал длиннее, стало тепло, люди сменили одежду, появились первые насекомые, птицы прилетают с юга, вьют гнезда.
Для закрепления пройденного материала поиграйте в игру: «Описательные загадки». Вы описываете цветок, а ребенок отгадывает названием цветка.

Поиграйте в игру: «Да-нетка».

Тема недели: «Космос»

Темы бесед на этой неделе:

Что такое Солнечная система?

Какие планеты ты знаешь?

Как называется планета, на которой мы живём?

Как называется ближайшая к нам звезда?

Кто был первым космонавтом Земли?

Когда впервые человек полетел в космос?

Каких российских космонавтов ты знаешь?

Дети посетили выездной планетарий, который приезжал в детский сад. Посмотрели «Космическое путешествие», где наглядно увидели Солнечную систему, планеты, Солнце.

Рисовали красками:

«Солнце и планеты»

Лунный пейзаж

На этой неделе детям предлагались строительные игры «Космодром». Наш космический корабль.

Предлагаем почитать детям Н. Носова «Незнайка на Луне»; К. Булычев «Тайна третьей планеты»; В. Бороздин «Первый в космосе».

Тема недели довольно сложная, поэтому рекомендуем вместе с детьми рассматривать картинки и иллюстрации, связанные с космосом. Только совместно с Вами, дорогие родители, мы можем получить эффект в развитии детей по этой теме.

 

Тема недели: «Весна, перелетные птицы»

Мы беседовали на темы:

  • По каким приметам мы можем сказать, что пришла весна (день стал длиннее, ночь короче, ярко светит солнце, днем появляется весенняя капель, снег стал другой и т.д.)
  • Докажи, что пришла весна
  • Каких перелетных птиц ты знаешь, и почему они возвращаются?

Рассматривали иллюстрации и картинки с изображением ранней весны, перелетных птиц. Рассматривали картинку русского художника И. Левитана «Весна» (беседовали по ней).

На прогулке наблюдали за снегом (снег тает по-разному, в городе быстрее, чем загородом).

Наблюдали за сосульками и весенней капелью. Наблюдали за солнцем, за кучевыми облаками.

Экспериментировали: высаживали лук в стеклянных баночках (беседовали о том, какие условия нужны для роста растений).

Выставили ветки черемухи (наблюдали за набуханием развитием почек, появлением листочков соцветий, а затем и корневой системы)

Мы разучили стихотворения Л. Акима «Апрель».

На занятиях по рисованию рисовали сюжет по сказке «Заюшкина избушка» (учились определять, какие цвета характерны для ранней весны).

Развивали навыки получения нужного оттенка, путем смешивания красок.

Рисовали «Прилет грачей» (развивает наблюдательность окружающего мира).

Делали аппликацию: «первые весенние цветы» (закрепляли умение работать с ножницами)

Дома почитайте: Н. Сладков «Весенние радости»; Э. Шим «Солнечная капля»; Г. Скребицкий «На лесной поляне».

Поиграйте в игру «Да-нетка» - перелетные птицы; «Четвертый лишний».

 

Тема недели: «Домашние птицы»

Беседовали на тему: почему домашние птицы называются «домашними»?
Закрепили названия птиц (уточнили, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят людям). Рассказывали загадки о домашних птицах. Разгадывали загадки о домашних птицах.

Играли в игры:

  • «Кто как разговаривает?»
  • «Один – много»
  • «Назови семью»

На занятиях по лепке лепили «Птичий двор». Закрепили приемы лепки из овалов. На занятиях по рисованию делали альбом «Птичий двор» с изображением домашних птиц.

Дома предлагаем: поиграть в игру «Исправь ошибку» на логическое мышление (у утки – гусята и т.д.)
Составляли описательный рассказ о домашних птицах по следующему плану:

  • Кто это?
  • Каков внешний вид?
  • Какие повадки?
  • Кто у этой птицы детишки?
  • Чем питается?

Почитайте: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»; Б. Жидков «Храбрый утенок»; А. Толстой «Котенок и курочка»
 

Тема этой недели: «23 февраля День защитника Отечества»

Мы побеседовали на темы:

  1. Что такое Отечество? (поговорили о нашей стране России)
  2. Побеседовали о русских богатырях, рассказали о том, что объединяет их с современными защитниками Отечества.
  3. Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки (мужчины служат в армии, защищают нашу страну, всех детей, наша армия гуманна и миролюбива)

Рассматривали иллюстрации с изображением различных родов войск (армия защищает нашу страну в воздухе, на суше, на море).

Учили стихи, делали поздравительные для пап к празднику.

В заключении прошел военно-спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества.

Дома:

  • Предлагаем почитать русские народные сказки, былины о богатырях.
  • Рассмотрите дома старые фотографии, где ваши родные в рядах армии.
  • Поговорите о чести долге, солдатской службе.

Тема недели: «Зима»

Темы бесед на этой неделе:

  1. Назови признаки зимы (когда мы говорим: «Вот наступила зима!»)
  2. Зима это хорошо, зима это плохо (обсуждения, вопросы)
  3. Какие пословицы и поговорки ты знаешь о зиме? (почему так говорят)
  4. Какие ты знаешь зимние развлечения (какие виды спорта ты знаешь?)
  5. Мы также поговорили о народных традициях (народные праздники на Руси: масленица (рассматривали иллюстрации с празднованием масленицы, поговорили о том, что делали в масленую неделю)

Рисовали: «Зимушка Волшебница» (рисовали белой гуашью, включая рабочие детали аппликации)
Лепили: «Зимушка-Зима» (создавали сюжет композиции)

Дома: в прекрасные зимние дни погуляйте с детьми, понаблюдайте за красотой зимних пейзажей, за птицами, покормите их, вспомните их названия.

Поиграйте в игру: назови как можно больше признаков зимы.
Повторите названия месяцев, почитайте зимние сказки, стихи русских поэтов С. Есенина «Белая берёза», А.Пушкина «Зима»

Рекомендации по теме: «Зимние забавы»

На познавательном занятии мы с детьми выяснили, в какие игры дети играют зимой и что им для этого нужно. Рассматривали современные коньки и коньки «Снегурки», которым 100 лет.

Беседовали по темам:

  • Во что я люблю играть зимой?
  • Какие я знаю зимние виды спорта?
  • В какие игры играли раньше? (рассматривали иллюстрации, старые открытки)

Загадывали и отгадывали загадки на эти темы.

На занятиях по изодеятельности:

  • лепили спортсменов
  • рисовали красками: «Зимние игры»
  • Разучивали стихотворение: «Я катаюсь на коньках»
  • Упражняли в координации речи с движением: «Мы слепили снежный ком»

Для закрепления материала дома: поиграйте в игру «Четвертый лишний»
Например:

  • санки, лыжи, скакалка, коньки
  • хоккеист, фигурист, пловец, лыжник и т.д.

В игру: «Исправь ошибку»
Например:

  • Лыжнику – санки
  • Конькобежцу – лыжи
  • Саночнику – коньки

Расскажите детям в какие игры в детстве играли вы.

Рекомендации по теме: « Зимний город»

На этой неделе мы говорили о зимнем городе Санкт-Петербург.
Мы с детьми побеседовали о нашем городе, о его главных достопримечательностях. Мы вспомнили название города: Санкт-Петербург (город был назван в честь апостола Петра, хранителя нашего города).
Повторили названия улиц нашего района:

  • Ул. Маршала Казакова
  • Ул. Маршала Захарова
  • Ул. Маршала Жукова
  • Ул. Котина

Эти улицы получили названия в честь участников ВОВ. Рассматривали иллюстрации с достопримечательностями Санкт-Петербурга, а так же открытки зимнего Санкт-Петербурга.
Составляли рассказ: «Дорога в детский сад».

Так же мы коснулись темы, которая важна для всех петербуржцев в эти январские дни (27 января – день снятия блокады), темы блокады Ленинграда.
Мы постарались донести эту тему доступно, понятно, без страшных подробностей, чтобы дети старшей группы поняли суть этого события.
Беседы, рассказы были построены так, чтобы воспитывать у детей гордость, чувство патриотизма за наш город и его жителей.

Мы рисовали, делали аппликацию на эту тему.
Дома побеседуйте с детьми о празднике Дне снятия блокады Ленинграда, соблюдая наши рекомендации.

Тема: «Мастерская Деда Мороза»

Мы с детьми поговорили о том, что праздник украшать ёлку пришёл очень давно. Ещё в древности люди украшали жилище сосновыми и еловыми ветками. Люди верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия. Люди отправлялись в лес и развешивали на ёлках подарки, для духов, чтобы они дали хороший урожай.

Поговорили о том, какие игрушки были в старину и из чего их делали. Мы с детьми изготавливали игрушки для украшения группы: фонарики, гирлянды. Украшали кукольный уголок. Для этого подготовили уголок «Мастерская Деда мороза».

Рассматривали книги: «Правдивая история Деда Мороза» и книгу о старинных игрушках «Ёлка» (в которых рассказывается как изготавливаются игрушки из папье-маше, картонках и др.).

Дома рекомендуем сделать новогодние игрушки своими руками (воспользуйтесь интернет ресурсами).

Рекомендации по теме: «Новый год у ворот»

Мы с детьми побеседовали о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает. Так же тема нашей беседы была: «Почему украшают ёлку?». Поговорили о том, как празднуют Новый год в других странах.

Дети рисовали новогоднюю ёлку «Нарядная ёлочка». Лепили новогодние игрушки, украшали их паетками. Делали поздравительные открытки.

Дома постарайтесь создать предновогоднюю атмосферу настроения. Вместе с ребёнком сделайте подарки, открытки или рисунки для близких людей. Вместе украшайте ёлку. Посмотрите мультфильмы новогодней и зимней тематики. Почитайте художественную литературу: Г.Х. Андерсен «Снежная королева»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; А.Н. Толстой « Морозко» и др.

Тема недели: «Зима. Зимующие птицы»

Мы побеседовали на темы:

  • Как мы узнаем, что пришла зима?
  • Что такое снег?
  • Что хорошего в зиме, а что плохого?
  • Каких зимующих птиц ты знаешь?

На прогулке рассматривали снег через лупу (узнали, что снег бывает разный). Проводили опыты со снегом.

Рисовали: «Снегири на ветках»; «Белая береза».

Учились применять разные изобразительные средства для создания образа зимней березы.

Дома с детьми: на прогулке понаблюдайте за тем, как идёт снег (обратите внимание на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды). Обратите внимание детей на зимние деревья. Зимой в особом внимании нуждаются зимующие птицы (повесьте кормушки и вместе подкармливайте птиц). Повторите названия зимующих птиц.

Почитайте стихи о зиме, почитайте зимние сказки: В. Одоевский «Мороз Иванович»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Л. Чарская «Зима»; Р. Кудашева «Зимняя песенка».
 

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Мы рассматривали иллюстрации с изображением диких животных.
Темы наших бесед были:

  • Каких диких животных живущих в наших лесах ты знаешь?
  • Как ты думаешь, почему их называли дикими?
  • Вспомнили, где они живут, питаются и какие у них повадки?

Мы рисовали диких животных «Моя любимая сказка». Лепили по сказке: «Волк и семеро козлят». Провели досуг: загадывали загадки о диких животных. Играли в игры: «Будь внимателен». Составляли описательный рассказ о животных.

Дома: пусть ребёнок вспомнит сказки, в которых героями являются дикие животные. Например: «Лиза и волк»; «Заячья шуба»; «Колобок» и т.д.
Спросите у ребенка, какими качествами обладает волк, лиса, заяц и т.д. в сказках.
Предлагаем дома почитать: В Сутеев «Мешок яблок»; И. Бутман «Прогулка по лесу»; И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Рекомендации по теме: одежда, обувь, головные уборы для детей старшей группы

Тема этой недели: одежда, обувь, головные уборы. Мы с детьми побеседовали о том, как жили древние люди, во что они одевалась и почему? Рассмотрели макет: жилище древнего человека и книгу с иллюстрациями о жизни первобытных людей.

Так же мы поговорили о том, что же нужно человеку, чтобы сшить одежду. Познакомились с названиями профессий людей изготавливающих одежду (швея, портниха, закройщица, модельер).

Разгадывали загадки об одежде, головных уборах и обуви. Рассмотрели одежду и её детали (воротник, рукава, пуговицы и т.д.). Узнали, что одежда делится по сезонам (зимняя, летняя, сезонная). Так же узнали, что одежда мужская, женская и детская. Рассматривали образцы различных тканей.

Составляли описательный рассказ об одежде:

  • Что это?
  • Какая одежда по сезону? (зимняя, летняя и т.д.)
  • Какого цвета?
  • Мужская, женская, детская? (кто носит?)
  • Повседневная, праздничная, домашняя (где удобно носить эту одежду)

Мы рисовали карандашами: «Девочка в нарядном платье».

Для закрепления материала дома можно поиграть в игры: «Исправь ошибку» (летом мы носим шубу? носим шорты?); «Четвертый лишний»; «Да-нетка».

Почитайте художественную литературу: Л. Воронкова «Маша-растеряша».

 

Рекомендация по теме: «Поздняя осень. Деревья»

Темы бесед:

  1. Какие 3 государства есть в царстве растений (деревья, кустарники, растения)
  2. Как деревья готовятся к зиме?
  3. Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ? (какую пользу они приносят)