Группа №5 для детей с 5 до 6 лет (старшая группа)

Воспитатели:

Брюкина Татьяна Михайловна

Кутах Елена Борисовна

Учитель-логопед: Коломенская Елена Владимировна (ссылка на блог http://www.kolomenskaya-lena.blogspot.ru/)

Помощник воспитателя: Новикова Людмила Константиновна

Тема недели: «Весна, перелетные птицы»

Мы беседовали на темы:

  • По каким приметам мы можем сказать, что пришла весна (день стал длиннее, ночь короче, ярко светит солнце, днем появляется весенняя капель, снег стал другой и т.д.)
  • Докажи, что пришла весна
  • Каких перелетных птиц ты знаешь, и почему они возвращаются?

Рассматривали иллюстрации и картинки с изображением ранней весны, перелетных птиц. Рассматривали картинку русского художника И. Левитана «Весна» (беседовали по ней).

На прогулке наблюдали за снегом (снег тает по-разному, в городе быстрее, чем загородом).

Наблюдали за сосульками и весенней капелью. Наблюдали за солнцем, за кучевыми облаками.

Экспериментировали: высаживали лук в стеклянных баночках (беседовали о том, какие условия нужны для роста растений).

Выставили ветки черемухи (наблюдали за набуханием развитием почек, появлением листочков соцветий, а затем и корневой системы)

Мы разучили стихотворения Л. Акима «Апрель».

На занятиях по рисованию рисовали сюжет по сказке «Заюшкина избушка» (учились определять, какие цвета характерны для ранней весны).

Развивали навыки получения нужного оттенка, путем смешивания красок.

Рисовали «Прилет грачей» (развивает наблюдательность окружающего мира).

Делали аппликацию: «первые весенние цветы» (закрепляли умение работать с ножницами)

Дома почитайте: Н. Сладков «Весенние радости»; Э. Шим «Солнечная капля»; Г. Скребицкий «На лесной поляне».

Поиграйте в игру «Да-нетка» - перелетные птицы; «Четвертый лишний».

 

Тема недели: «Домашние птицы»

Беседовали на тему: почему домашние птицы называются «домашними»?
Закрепили названия птиц (уточнили, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят людям). Рассказывали загадки о домашних птицах. Разгадывали загадки о домашних птицах.

Играли в игры:

  • «Кто как разговаривает?»
  • «Один – много»
  • «Назови семью»

На занятиях по лепке лепили «Птичий двор». Закрепили приемы лепки из овалов. На занятиях по рисованию делали альбом «Птичий двор» с изображением домашних птиц.

Дома предлагаем: поиграть в игру «Исправь ошибку» на логическое мышление (у утки – гусята и т.д.)
Составляли описательный рассказ о домашних птицах по следующему плану:

  • Кто это?
  • Каков внешний вид?
  • Какие повадки?
  • Кто у этой птицы детишки?
  • Чем питается?

Почитайте: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»; Б. Жидков «Храбрый утенок»; А. Толстой «Котенок и курочка»
 

Тема этой недели: «23 февраля День защитника Отечества»

Мы побеседовали на темы:

  1. Что такое Отечество? (поговорили о нашей стране России)
  2. Побеседовали о русских богатырях, рассказали о том, что объединяет их с современными защитниками Отечества.
  3. Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки (мужчины служат в армии, защищают нашу страну, всех детей, наша армия гуманна и миролюбива)

Рассматривали иллюстрации с изображением различных родов войск (армия защищает нашу страну в воздухе, на суше, на море).

Учили стихи, делали поздравительные для пап к празднику.

В заключении прошел военно-спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества.

Дома:

  • Предлагаем почитать русские народные сказки, былины о богатырях.
  • Рассмотрите дома старые фотографии, где ваши родные в рядах армии.
  • Поговорите о чести долге, солдатской службе.

Тема недели: «Зима»

Темы бесед на этой неделе:

  1. Назови признаки зимы (когда мы говорим: «Вот наступила зима!»)
  2. Зима это хорошо, зима это плохо (обсуждения, вопросы)
  3. Какие пословицы и поговорки ты знаешь о зиме? (почему так говорят)
  4. Какие ты знаешь зимние развлечения (какие виды спорта ты знаешь?)
  5. Мы также поговорили о народных традициях (народные праздники на Руси: масленица (рассматривали иллюстрации с празднованием масленицы, поговорили о том, что делали в масленую неделю)

Рисовали: «Зимушка Волшебница» (рисовали белой гуашью, включая рабочие детали аппликации)
Лепили: «Зимушка-Зима» (создавали сюжет композиции)

Дома: в прекрасные зимние дни погуляйте с детьми, понаблюдайте за красотой зимних пейзажей, за птицами, покормите их, вспомните их названия.

Поиграйте в игру: назови как можно больше признаков зимы.
Повторите названия месяцев, почитайте зимние сказки, стихи русских поэтов С. Есенина «Белая берёза», А.Пушкина «Зима»

Рекомендации по теме: «Зимние забавы»

На познавательном занятии мы с детьми выяснили, в какие игры дети играют зимой и что им для этого нужно. Рассматривали современные коньки и коньки «Снегурки», которым 100 лет.

Беседовали по темам:

  • Во что я люблю играть зимой?
  • Какие я знаю зимние виды спорта?
  • В какие игры играли раньше? (рассматривали иллюстрации, старые открытки)

Загадывали и отгадывали загадки на эти темы.

На занятиях по изодеятельности:

  • лепили спортсменов
  • рисовали красками: «Зимние игры»
  • Разучивали стихотворение: «Я катаюсь на коньках»
  • Упражняли в координации речи с движением: «Мы слепили снежный ком»

Для закрепления материала дома: поиграйте в игру «Четвертый лишний»
Например:

  • санки, лыжи, скакалка, коньки
  • хоккеист, фигурист, пловец, лыжник и т.д.

В игру: «Исправь ошибку»
Например:

  • Лыжнику – санки
  • Конькобежцу – лыжи
  • Саночнику – коньки

Расскажите детям в какие игры в детстве играли вы.

Рекомендации по теме: « Зимний город»

На этой неделе мы говорили о зимнем городе Санкт-Петербург.
Мы с детьми побеседовали о нашем городе, о его главных достопримечательностях. Мы вспомнили название города: Санкт-Петербург (город был назван в честь апостола Петра, хранителя нашего города).
Повторили названия улиц нашего района:

  • Ул. Маршала Казакова
  • Ул. Маршала Захарова
  • Ул. Маршала Жукова
  • Ул. Котина

Эти улицы получили названия в честь участников ВОВ. Рассматривали иллюстрации с достопримечательностями Санкт-Петербурга, а так же открытки зимнего Санкт-Петербурга.
Составляли рассказ: «Дорога в детский сад».

Так же мы коснулись темы, которая важна для всех петербуржцев в эти январские дни (27 января – день снятия блокады), темы блокады Ленинграда.
Мы постарались донести эту тему доступно, понятно, без страшных подробностей, чтобы дети старшей группы поняли суть этого события.
Беседы, рассказы были построены так, чтобы воспитывать у детей гордость, чувство патриотизма за наш город и его жителей.

Мы рисовали, делали аппликацию на эту тему.
Дома побеседуйте с детьми о празднике Дне снятия блокады Ленинграда, соблюдая наши рекомендации.

Тема: «Мастерская Деда Мороза»

Мы с детьми поговорили о том, что праздник украшать ёлку пришёл очень давно. Ещё в древности люди украшали жилище сосновыми и еловыми ветками. Люди верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия. Люди отправлялись в лес и развешивали на ёлках подарки, для духов, чтобы они дали хороший урожай.

Поговорили о том, какие игрушки были в старину и из чего их делали. Мы с детьми изготавливали игрушки для украшения группы: фонарики, гирлянды. Украшали кукольный уголок. Для этого подготовили уголок «Мастерская Деда мороза».

Рассматривали книги: «Правдивая история Деда Мороза» и книгу о старинных игрушках «Ёлка» (в которых рассказывается как изготавливаются игрушки из папье-маше, картонках и др.).

Дома рекомендуем сделать новогодние игрушки своими руками (воспользуйтесь интернет ресурсами).

Рекомендации по теме: «Новый год у ворот»

Мы с детьми побеседовали о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает. Так же тема нашей беседы была: «Почему украшают ёлку?». Поговорили о том, как празднуют Новый год в других странах.

Дети рисовали новогоднюю ёлку «Нарядная ёлочка». Лепили новогодние игрушки, украшали их паетками. Делали поздравительные открытки.

Дома постарайтесь создать предновогоднюю атмосферу настроения. Вместе с ребёнком сделайте подарки, открытки или рисунки для близких людей. Вместе украшайте ёлку. Посмотрите мультфильмы новогодней и зимней тематики. Почитайте художественную литературу: Г.Х. Андерсен «Снежная королева»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; А.Н. Толстой « Морозко» и др.

Тема недели: «Зима. Зимующие птицы»

Мы побеседовали на темы:

  • Как мы узнаем, что пришла зима?
  • Что такое снег?
  • Что хорошего в зиме, а что плохого?
  • Каких зимующих птиц ты знаешь?

На прогулке рассматривали снег через лупу (узнали, что снег бывает разный). Проводили опыты со снегом.

Рисовали: «Снегири на ветках»; «Белая береза».

Учились применять разные изобразительные средства для создания образа зимней березы.

Дома с детьми: на прогулке понаблюдайте за тем, как идёт снег (обратите внимание на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды). Обратите внимание детей на зимние деревья. Зимой в особом внимании нуждаются зимующие птицы (повесьте кормушки и вместе подкармливайте птиц). Повторите названия зимующих птиц.

Почитайте стихи о зиме, почитайте зимние сказки: В. Одоевский «Мороз Иванович»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Л. Чарская «Зима»; Р. Кудашева «Зимняя песенка».
 

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Мы рассматривали иллюстрации с изображением диких животных.
Темы наших бесед были:

  • Каких диких животных живущих в наших лесах ты знаешь?
  • Как ты думаешь, почему их называли дикими?
  • Вспомнили, где они живут, питаются и какие у них повадки?

Мы рисовали диких животных «Моя любимая сказка». Лепили по сказке: «Волк и семеро козлят». Провели досуг: загадывали загадки о диких животных. Играли в игры: «Будь внимателен». Составляли описательный рассказ о животных.

Дома: пусть ребёнок вспомнит сказки, в которых героями являются дикие животные. Например: «Лиза и волк»; «Заячья шуба»; «Колобок» и т.д.
Спросите у ребенка, какими качествами обладает волк, лиса, заяц и т.д. в сказках.
Предлагаем дома почитать: В Сутеев «Мешок яблок»; И. Бутман «Прогулка по лесу»; И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Рекомендации по теме: одежда, обувь, головные уборы для детей старшей группы

Тема этой недели: одежда, обувь, головные уборы. Мы с детьми побеседовали о том, как жили древние люди, во что они одевалась и почему? Рассмотрели макет: жилище древнего человека и книгу с иллюстрациями о жизни первобытных людей.

Так же мы поговорили о том, что же нужно человеку, чтобы сшить одежду. Познакомились с названиями профессий людей изготавливающих одежду (швея, портниха, закройщица, модельер).

Разгадывали загадки об одежде, головных уборах и обуви. Рассмотрели одежду и её детали (воротник, рукава, пуговицы и т.д.). Узнали, что одежда делится по сезонам (зимняя, летняя, сезонная). Так же узнали, что одежда мужская, женская и детская. Рассматривали образцы различных тканей.

Составляли описательный рассказ об одежде:

  • Что это?
  • Какая одежда по сезону? (зимняя, летняя и т.д.)
  • Какого цвета?
  • Мужская, женская, детская? (кто носит?)
  • Повседневная, праздничная, домашняя (где удобно носить эту одежду)

Мы рисовали карандашами: «Девочка в нарядном платье».

Для закрепления материала дома можно поиграть в игры: «Исправь ошибку» (летом мы носим шубу? носим шорты?); «Четвертый лишний»; «Да-нетка».

Почитайте художественную литературу: Л. Воронкова «Маша-растеряша».

 

Рекомендация по теме: «Поздняя осень. Деревья»

Темы бесед:

  1. Какие 3 государства есть в царстве растений (деревья, кустарники, растения)
  2. Как деревья готовятся к зиме?
  3. Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ? (какую пользу они приносят)

На прогулке наблюдали за деревьями и кустарниками, вспомнили их названия, рассматривали плоды некоторых деревьев (березы, ольхи, дуба).

На занятиях мы вспоминали и обобщили сезонные изменения, которые происходят в природе осенью:

  1. Стало холодно (дует холодный ветер)
  2. Часто идут дожди
  3. Листья на деревьях опадают
  4. Насекомые спрятались в щели домов и деревьев
  5. Птицы улетают в тёплые края
  6. День стал короче, а ночи длиннее

Сделали вывод: деревья не погибли (рассмотрев почки) с возвращением тепла они снова зеленеют.

Мы рисовали позднюю осень, используя различные техники, с использованием восковых мелков рисовали по мокрому листу бумаги «осенние берёзки».

Лепили осенние деревья на картоне.

Использовали строительные игры «Домик лесника»

Читали: поучительную историю «Ой, ты мой дубочек»
историю для размышления «запах волшебства»
Увлекательную историю «Домик для белки»

Дома: для закрепления материала позагадывать загадки о деревьях (с использованием интернет ресурсов) .

Читаем дома: Л.Толстой «Дуб и орешник»; Г. Скребицкий «Мать и кормилица» (задаем вопросы по прочитанному, обсуждаем).

 

Рекомендация по теме: «Домашние животные и птицы»

Тема недели: «Домашние животные и птицы».

Темы наших бесед были:

  1. Каких домашних животных и птиц ты знаешь?
  2. Как ты думаешь, почему животных называют домашними животными?
  3. Для чего человек стал разводить домашних животных? Какую они приносят пользу?
  4. Как человек ухаживает за домашними животными?

Мы разгадывали загадки о домашних животных, так же придумывали их сами.

Читали: сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»; С.М. «Три поросёнка»

Рисовали домашних животных: «Пушистые друзья»

Лепили: «Дымковского коня»

Дома можно поиграть в игру:
«Папа, мама и ребёнок» (папа – бык; мама – корова; ребёнок – телёнок и т.д.).

Детям очень нравятся загадки о домашних животных, поиграйте с ними. Так же игра: «Да-нетка».

Дома можно почитать: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» (обсудите вместе); Бр. Гримм «Бременские музыканты»; Русские народные сказки: «Сивка – Бурка»; «Волк и семеро козлят».

Вместе вспомните в каких сказках говорится о домашних животных.

Тема недели: «Перелетные птицы»

Мы с детьми поговорили о том, почему птицы улетают в теплые страны (холодно, нет корма, ведь птицы питаются насекомыми, зерном). А весной снова вернуться на родину (с приходом тепла).

Мы вспомнили названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки. Позднее улетают водоплавающие птицы: дикие утки, дикие гуси, лебеди.

Разгадывали загадки о перелетных птицах, рисовали по сказке Гаршина «Лягушка – путешественница», делали аппликацию с использованием природного материала «Грачи».

Дома: почитайте детям сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
По дороге домой поиграйте в игру: «Четвертый лишний», например: (ворона, ласточка, голубь, воробей); (скворец, грач, голубь, стриж); «Улетает – не улетает»; «У кого-кто», например: у грача – грачата; у журавля – журавлята; у скворца – скворчата» и т.д.