Педагог-психолог Никитенко Татьяна Викторовна

Часы приема родителей: четверг с 16.00 до 18.30

Расписание работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год    

 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Психологическое сопровождение

Индивидуальная работа с детьми

 

Группа 7

10.00-10.20

10.30-10.50

 

Группа 6

15.15-15.45

16.15-16.45

Индивидуальная работа с детьми

 

Группа 8

15.15-15.45

16.15-16.45

Группа 16

9.00-9.25

10.25-10.50

Группа 5

15.15-15.45

16.15-16.45

 

Прием родителей:

 

16.00-18.30

 

 

 

«На свете хороших людей не мало,

Сердечных людей не мало,

И всё – таки лучше всех на земле

Мама. Моя мама!»

( Р. Рождественский)

 

Сегодня и завтра – каждый день и час – отовсюду мы слышим слова о маме, о роли мамы в жизни человека. В жизни ребёнка роль матери настолько велика, что оценить до конца даже не будем пытаться, а просто чуть – чуть прикоснёмся к святому и … .

Речь матери, её желания, реакции на события, выражение эмоций – всё записывается в память ребёнка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Органическая потребность малыша в физическом и эмоциональном контакте с матерью обнаруживает себя прежде всех других. Нарушение такой потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребёнок – плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически более автономным, он долго ещё будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, её ласке. Став взрослым, всю свою жизнь, будет испытывать необходимость в её любви. Он – прежде всего прямое физическое её продолжение, поэтому психологическая зависимость от неё – органическая.

Особый вид привязанности между матерью и ребёнком может продолжаться всю жизнь.

Здоровая привязанность способствует развитию малыша, а негативная удерживает взросление и становление личности ребёнка.

Здоровая привязанность обусловлена:

-способностью матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребёнка: взгляд, плач, лепет, улыбка, …

-способностью быть отзывчивой и внимательной к потребностям

-способностью оказать помощь в преодолении трудностей ( начиная с самого раннего детства)

Благодаря этому и возникают взаимоотношения на основе сотрудничества.

 

Сегодня мы видим разных мам. По поведению мамы «классифицируются» следующим образом:

1.Спокойная уравновешанная мама – настоящий эталон материнства. Она всё знает о своём ребёнке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь, заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра

2.Тревожная мама вся во власти того, что ей мнится по поводу здоровья ребёнка; она во всём видит угрозу благополучию малыша. Тревожность и мнительность матери создают тяжёлую обстановку, которая лишает покоя всех членов семьи

3.Тоскливая мама вечно всем недовольна, она озабочена исключительно собой, своим будущим; её беспокойство и нервозность вызваны мыслями о ребёнке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребёнку с мамой не повезло

4.Уверенная и властная мама твёрдо знает, что хочет от ребёнка; жизнь ребёнка спланирована до его рождения, и от воплощения задуманного мама не отходит ни на йоту, «Ваяя» ребёнка по идеальной модели. Мама подавляет малыша, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче – к инициативе.

Исследования психологов подтвердили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребёнка. Оказалось, что уже на этапе беременности примерно у 40% из обследованных женщин выявились те или иные особенности, которые в последствии могут оказать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка, они не могут выработать адекватного отношения к малышу.

Недолюбленные матерью дети легко попадают в зависимость от отношений; став взрослыми, излишне привязываются к людям, партнёрам, требуя от них большой любви. Изъяны в отношениях с матерью вызывают защитную реакцию, которая будет препятствовать человеку получить то, в чём он нуждается.

Если мать не умеет сочувствовать и проявлять терпимость (толерантность), в дальнейшем в человеке может выработаться схема, которая будет препятствовать ему принимать сочувствие от других. Такой человек будет обвинять людей в их чёрствости и холодности к нему.

 

Роль матери в жизни сына!

Отношение матери не только формирует характер ребёнка – оно развивает его душу.

Мальчикам нужна мама, которая ценит и уважает неповторимость своего ребёнка, доверяет и верит в его светлое будущее. Мама формирует в ребёнке уверенность в себе, положительную «Я – концепцию» и КДЧ (концепцию другого человека). Она направляет мальчика к самостоятельности и ответственности.

 

Роль матери в жизни дочери!

Мать прилагает все усилия, чтобы в воспитании дочери найти нечто среднее между защитой и ограничениями, поддержкой и восхищением. Во всём надо знать чувство меры, быть примером для девочки в отношении к себе и другим людям. Демонстрировать любовь и уважение к отцу дочери, дать правильные ориентиры на будущее девочки.

 

Желаем всего самого доброго в жизни, а главное – здоровья и успехов в воспитании подрастающего поколения!

 

«Папа может, папа может быть кем угодно, …»

Сегодня, в преддверии Дня Защитника Отечества, мы с вами поговорим о роли отца в воспитании ребёнка.

Согласно представлениям Адлера А., роль отца в воспитании ребёнка – в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности, то есть отец прокладывает ему путь к человеческому обществу. Отец является источником познаний о технике, труде, мире; способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь « требовательная», условная, которую ребёнок должен заслужить своим соответствием социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. В ребёнке для отца воплощена возможность продолжения рода, воспитание наследника, хранителя традиций и родовой памяти.

Греймс А. отмечает: « Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживают за ними с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания и обучения ребёнка.

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих повзрослевших детей. Они имеют большее влияние на сыновей и дочерей, которые к ним прислушиваются, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них тёплые, разносторонние взаимоотношения.

Современные данные показывают, что не только на Западе теперь, но и в России отцы всё чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причём в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали.

Выделяются некоторые аспекты взаимодействия детей с отцом:

- воспитание девочки более полноценно, если присутствует в нём похвала и одобрение отца, которые вселяют в неё уверенность в себе. От отношений дочери с отцом зависят её жизненные приоритеты относительно мальчиков и мужчин в старшем возрасте. Более гармонично формируется личность малышки, если она видит любовь и уважение к маме, а также к себе самой; считаются с её мнением, выбором, решением. Тёплые и доверительные отношения родителей между собой и к детям способствуют формированию чувства собственного достоинства девочек, им необходима душевная и тактильная расположенность отца – объятия, поцелуи, подбадривание и доверие. Сценарий будущей жизни дочери по образцу жизни и отношений родителей. Образ становится идеалом, и в будущем девушка неосознанно ищет подобного отношения к ней;

- воспитание мальчика во многом зависит от наличия достойного примера для подражания. Сыновьям полезно оставаться с отцом наедине, заниматься сугубо « мужскими» делами и заниматься детскими под руководством мужчины. Совместные прогулки, общие интересы и взгляды на жизнь – основа формирования личности мальчика, юноши, будущего мужчины;

- игры папы с детьми чаще в вечернее время. Главное в воспитании ребёнка – это соблюдение его интересов, поэтому игры не бурные и активные, а чтение, творчество, тихие занятия чем-то;

- подарки папы не должны быть компенсацией за отсутствие времени, проведённого вместе, а являлись приятным и полезным дополнением к общению. Дарить лучше вместе с мамой, ведь целый день чаще ей приходится нести груз не самых приятных воспитательных мер: запрещать, одёргивать, ворчать;

- роли родителей должны меняться, чтобы не только маме приходилось быть учителем, доктором, диетологом, психологом. Такая семья обязательно будет счастливой, а ведь это только и надо нашим детям от нас.

Выводы:

Психологи утверждают, что маму ребёнок считает как бы неотъемлемой частью себя, в то время, как папа – это высшая инстанция. Задача отца – подчёркивать и культивировать мужское в сыне и женское в дочери.

 

Уважаемые папы, от всей души поздравляем Вас с Днём Защитника Отечества и желаем всего самого доброго в жизни, а главное – успехов в воспитании детей!

                                                 

  Как наладить взаимоотношения с ребёнком?

Безусловное принятие-принцип, без соблюдения которого наладить взаимоотношения с ребёнком практически невозможно.

Безусловно принимать ребёнка -значить любить его не за то, что он красивый, умный, способный и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Нередко слышим от родителей обращение к ребёнку: «Если ты будешь хорошим, я буду тебя любить».Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твёрдой вере, что награды и наказания-главные воспитательные средства. Похвалишь ребёнка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Существует и другая закономерность: чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Почему? А потому, что воспитание малыша – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того , чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть  Нужности  другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете малышу, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: « Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», « Мне хорошо, когда мы вместе» и т.д. Знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же малыш не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания.

Чем чаще родители раздражаются на дочь или сына, одёргивают, критикуют, тем быстрее они делают вывод: «Меня не любят». Доводы родителей: «Ради твоей пользы» дети не слышат, не вникают в их смысл – у них своя, эмоциональная, бухгалтерия: тон важнее слов, возникает ощущение себя плохим , «не таким», несчастливым.

Часто родители спрашивают:

     « Если я принимаю ребёнка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?».

Отвечаю: «Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. Об этом будем говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила:

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями малыша, а не им в целом.
  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Недовольство действиями  ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в непринятие его.

Какие причины мешают родителям безусловно принимать ребёнка и показывать ему это:

  1. Главная – настрой на «воспитание». Реплика одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он весь в песке?». Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения? Мама встаёт на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Где же ошибка? В самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
  2. Например, малыш появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить « в своё удовольствие», вот и теперь он им не очень нужен.
  3. Мечтали о мальчике, а родилась девочка.
  4. Случается, что ребёнок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у неё глухую неприязнь.
  5. Стремление компенсировать свои жизненные неудачи.

Первый шаг нужно сделать самостоятельно: задуматься о возможной причине своего непринятия ребёнка.

Домашние задания:               

  • Насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка? Для этого в течение дня, а лучше двух, трёх – подсчитайте, сколько раз вы обратились к своему сыну или дочери с эмоционально положительными высказываниями ( радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными( упрёком, замечанием, критикой). Понятно, что число положительных обращений будет больше, если с общением в вашей семье всё же благополучно. И, наоборот.
  • Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встретили своего лучшего друга. Всем своим видом вы даёте понять , что рады, открыты к диалогу. На таком же уровне, а может быть и выше ( душевнее) должны быть встречи с собственным ребёнком. Постарайтесь, чтобы минута встречи с вашим малышом длилась как можно дольше.
  • Обнимайте ваших детей не менее  4-х раз в день ( обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: неплохо использовать « обнимашки» для всех членов семьи.

  • Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребёнка, да и на свои собственные чувства тоже.

 

Желаю вам удачи!

 «Психология детей и безопасность дорожного движения»

    Психологические особенности детей влияют на обучение и усвоение правил дорожного движения.

   Установлено, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.

Бесспорно, что детский организм находится в состоянии становления и многие процессы подвижны и неустойчивы. Поведение ребёнка зависит от его природных данных. Внимание ребёнка ещё плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них ещё сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. У малыша дошкольного возраста сужено поле зрения – он не может оценить расстояние до ближайшего автомобиля и, тем более, оценить скорость транспортного средства. В экстремальной ситуации и ребёнок теряется и неизвестно, как поведёт себя водитель.

   Обычно взрослые издалека наблюдают и оценивают ситуацию на проезжей части дороги. Дети же начинают наблюдение только, подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к действию. Чем сложнее ситуация и быстрее надо реагировать, тем сильнее торможение в центральной нервной системе ребёнка. Даже, если ребёнок смотрит на автомобиль – это совсем не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, переживаниями, он просто не замечает транспортное средство. В 6 лет ребёнок зачастую ещё не способен точно определить источник звука из-за отсутствия у него постоянного внимания.

   Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15 – 20 % и к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0.8 – 1 у взрослых).

   Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.

   Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль, как угрозу. Для них любая игрушка, порой, гораздо важнее здоровья и жизни. Потребность в движении преобладает над осторожностью.

   Стремление играть в любой ситуации, неумение быстро оценить обстановку, неумение быстро принять правильное решение, недостаточные знания и понимание источников повышенной опасности – причины печальных последствий.

  Рост ребёнка – серьёзное препятствие для обзора окружающей обстановки.

Уровень глаз в возрасте 3-х лет на высоте 90 см, в возрасте 6 лет – 110 см. Из-за стоящих машин ребёнку ничего не видно, но и его никому не видно. К 7-ми годам ориентация в пространстве становится надёжнее.

   Большое влияние на поведение ребёнка оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес – заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

   На поведение детей на дороге влияет темперамент. Это проявляется в стиле перехода дороги.

Ребёнок – холерик  с присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной задержке при переходе дороги испытывает явный эмоциональный дискомфорт, так как это обстоятельство противоречит его психофизической сути.

   Ребёнок – меланхолик. У него от напряжения возникает непреодолимое чувство страха. Взрослым необходимо это учитывать при обучении навыкам безопасного поведения на дороге. Это как прививка, повышающая иммунитет, только на уровне психики.

Знание правил - лишь 10 % необходимой безопасности. Остальное – умение прогнозировать, т.е. предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.

   Независимо от темперамента – необходимо научить ребёнка настраиваться на переход, исключив спешку и суету. Особое внимание детям с дефектами слуха и зрения.

   В зимнее время – особое внимание снежным бордюрам вдоль дорог: на них нельзя вставать – легко соскользнуть под колёса машин. Даже поток воздуха от проезжающей машины может увлечь ребёнка за собой.

   Для безопасности дорожного движения имеет значение и одежда ребёнка, которая сковывает и ограничивает движения, ухудшает слух, затрудняет поворот головы. Об этом надо помнить! Кроме того, на одежде и обуви ребёнка рекомендуются светоотражающие элементы, которые сделают ребёнка заметным в вечернее время, ночное и в условиях недостаточной видимости.

   Летнее время тоже имеет свои особенности:

- значительно возрастает количество автотранспорта. После зимы навыки вождения ослабевают, если долго не управляли транспортом;

- на дороге появляются мотоциклы – от них пешеходы за зимний период отвыкают. Ребёнку необходимо показать, как неожиданно появляются мотоциклы из-за машин, создавая угрозу для пешеходов.

   Необходимо в ребёнке культивировать инстинкт самосохранения, показывайте ему нарушителей, а сами не нарушайте, т.к. для детей родители являются самым первым и главным образцом для подражания. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии. Личный пример сформирует стойкую привычку не нарушать ПДД, доведёт правильные действия ребёнка до автоматизма.

   Общество не должно быть равнодушным, особенно к нарушениям, особенно детей.

Самая главная задача взрослых в процессе обучения детей правилам дорожного движения – сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребёнку сориентироваться в дорожных ситуациях:

  1. Навык сосредоточения внимания в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
  2. Навык наблюдения – способность видеть предметы и людей вокруг себя.
  3. Навык самоконтроля – спешку и волнение оставлять на тротуаре, соблюдая спокойствие при переходе дороги.

Если однажды из уст ребёнка мы услышим предостережения в наш адрес, наставления – значит, наши труды не пропали даром.