Педагог-психолог Никитенко Татьяна Викторовна

Часы приема родителей: четверг с 16.00 до 18.30

 

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

В научной среде под понятием «творчество» кроется активное самовыражение, которое может осуществляться через большое разнообразие форм проявлений:

-выражение своих мыслей в стихах

-создание мелодии

-самовыражение через создание скульптуры

-придумывание оригинального рисунка и т.д.

Даже в работе с точными науками – физика, химия, математика – для достижения наиболее эффективного результата желательно применять творческие способности.

У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации тех или иных видов творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения:

-распознание тех фактов и событий, которые не видят другие дети

-продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени

-стремление к постоянному познанию

-организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность

-лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга

-самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач

Наличие вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

Определить уровень развития творческих способностей в дошкольном возрасте можно путём анализа детских рисунков, например:

-насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве

-есть ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?

-насколько полным является содержание изображения

-умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.

Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького человека более явственным и активным.

 

Детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе и творческих

 

 

Ребёнок в дошкольном возрасте обладает любознательностью, стремится к познанию окружающего мира, Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления.

Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались его творческие способности и применялись все возможности для этого в дошкольном возрасте.

 

Создание условий для творческого развития ребёнка

Творческие способности ребёнка возможно максимально раскрыть и успешно развить только в том случае, если создать необходимые для этого условия, а именно:

-моделирование обстановки вокруг ребёнка, которая будет опережать его развитие. Желательно окружить малыша такими предметами, которые будут активизировать творческий процесс и побуждать его к действиям с творческим подходом. Например, годовалому малышу можно купить кубики с буквами и цифрами и в процессе игры называть их – так гораздо быстрее запоминается алфавит и числовой ряд.

-раннее физическое развитие также способствует активизации творческого мышления

-свобода в выборе творческой деятельности. Если деятельность увлекает, то интеллектуальное напряжение не влечёт за собой быстрого переутомления, наоборот, пойдёт на пользу маленькому человеку

-от простого к сложному - увеличение количества поставленных задач и их усложнение. Например, игрушка упала за диван – не спешите оказывать помощь, пусть ребёнок предложит возможные варианты решения поставленной перед ним задачи

-разумная и ненавязчивая помощь. Свобода не должна перерасти во вседозволенность. Подсказки не давать, если ребёнок об этом не просит и старается додуматься сам. А иначе – это «медвежья услуга», которая препятствует полноценному развитию способностей малыша

-формирование комфортного психологического климата. Если тепло и уютно в семье, в детском саду, то развитие ребёнка более эффективное. Развитие творческих способностей необходимо родителям стимулировать, не осуждать в случае неудач, позитивно реагировать на самые нелепые выдумки ребёнка.

Чему нас учит сказка?

Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка?!

Уважаемые родители, мы с вами знаем, что человеческая мысль имеет особую силу. Эта сила реальна – как в отрицательном, так и положительном направлении. Необходимо человеку научиться мыслить в позитивном русле. Такие качества, как воля, терпение, мудрость, нравственная чистота призваны, чтобы каждый из нас смог держать жизненные ситуации в своих руках, всегда ясно осознавать собственные мысли и чувства.

Одним из самых эффективных методов интеграции личности, её самосозидания является сказка, которая расширяет сознание ребёнка, совершенствует взаимодействие его с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир малыша неотделимы друг от друга.

Сказка – это чистый и живительный источник формирования эстетических эталонов и представлений подрастающего поколения.

«Сказочные представления» призваны впоследствии активно влиять на личность взрослого человека. Счастливый конец сказки способствует возникновению чувства психологической защищённости ребёнка, он начинает понимать, что в жизни можно многого добиться, найти верных друзей, если следовать правилу: как ты относишься к людям, так и они к тебе.

Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, она раздвигает рамки обыденной жизни. В сказке дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Эти явления представлены особым, сказочным образом, доступным пониманию малыша, а нравственный смысл при этом сохраняет свою подлинность. С восторгом говорил о сказке А.С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»А что такое сказка для современного ребёнка? С точки зрения К.И. Чуковского, « до семилетнего возраста сказка для каждого нормального ребёнка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб…».

Сказка как средство воспитания блестяще выполняет функции «назидания, развлечения, устрашения», так как отвечает сущностным потребностям ребёнка. Взрослый порой долго пытается донести до детского сознания что-то в форме моральных сентенций, а в форме

бесхитростной сказки прекрасно осваивается малышом и даже перестраивает его поведение.

К.Д. Ушинский считал, что простота и лёгкость сказки, повторяемость отдельных элементов сюжета и словесных оборотов способствуют быстрому запечатлению сказки в памяти ребёнка.

Благодаря своеобразному отношению малыша к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребёнок начинает видеть самого себя, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать.

Актуальна сказка сейчас, когда все устали от телевидения с его жестокостью и насилием. Особенно эффективна сказка в дошкольном детстве, где есть место искреннему восприятию мира, стремлению познать и изменить его. Воспитание сказкой раздвигает границы внутреннего мира детей: способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность ребёнка, будит его фантазию; сказки учат малышей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельное решение в жизни, находя самые непредсказуемые решения в нестандартных ситуациях.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает: «…если ребёнок с раннего детства начнёт осознавать « сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего « банка жизненных ситуаций».

Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. Только в этом случае взаимодействие взрослых с ребёнком будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наше подрастающее поколение из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.

 

Когда читать сказку?

Можно выбрать определённые дни недели, когда вы будете читать сказку. Можно использовать часы ожидания у кабинетов, время в пути. Лучше всего сказка воспринимается ребёнком перед сном и не читается, а рассказывается тихим голосом с яркими интонациями и личным отношением взрослого к происходящему в сказке.

Как выбрать сказку?

Обязательно учитывайте возраст своего ребёнка, его развитие, интересы и пожелания. Учитесь, уважаемые родители, использовать свои знания во благо малышу. Вот и сказка станет вам помощницей, если с уважением будете относиться и к малышу, и к сказке.

Как настроить на сказку?

Постарайтесь каждую встречу со сказкой сделать максимально приятной. Должна быть соответствующая обстановка и благоприятная атмосфера. Можно придумать определённый ритуал вхождения в сказку, можно сделать традицией ваши посиделки и обмен сказками. А дальше и рисунки героев сказки, и лепка из пластилина, и изготовление кукол и т.п.

Как вести беседу после прочтения сказки?

Беседа по сказке проводится не сразу после её прочтения, а через 2-3 дня, в свободное время. Прослушав сказку, малыши некоторое время находятся под впечатлением от услышанного и могут даже переживать несколько дней. Пройдёт время, стабилизируется эмоциональное состояние ребёнка и беседа о сказке будет более осмысленной и полезной.

Для обсуждения сказки можно использовать следующие вопросы:

- как ты себя чувствуешь?

- понравилась тебе сказка?

- что понравилось или не понравилось больше всего?

- какие на твой взгляд герои сказки?

- чему порадоваться и что огорчает в сказке?

- что подсказать и чем помочь героям и т. д.

Следует проговаривать вопросы неторопливо, терпеливо ждать ответа, не спешить ответить за малышей.

Принципы, которым необходимо следовать после ознакомления детей со сказкой:

- не навязывать малышам своего видения, восприятия, понимания и ощущений, а лишь способствовать раскрытию его как личности;

- не «учить жить», а помочь ребятам самим изучать себя и других людей, научиться понимать свои чувства, контролировать свои мысли и поступки.

 

Словарная работа

Не следует объяснять значения непонятных слов перед чтением сказки (дети могут устать и потерять интерес к содержанию) и сразу после чтения, так как ребята ещё некоторое время находятся под впечатлением от услышанного, продолжают жить в своём мире. Некоторые слова и выражения можно объяснить в повседневной жизни, а некоторым уделить особое внимание, если они вызвали интерес у ребёнка. Например, можно периодически играть в игру «Слова»: называем какое-то слово и даём ему объяснение. Если объяснения значения слов повторять, то эти слова быстрее войдут в активный словарь малыша.

Развитие творческой активности ребёнка

Закрепить познания ребёнка в области народного творчества можно путём работы со сказкой последовательно и разнообразно. Можно использовать следующие варианты проработки сказки:

- изготовление книжки-малышки из рисунков ребёнка

- лепка героев сказки из пластилина, глины, теста

- изготовление кукол, например, из салфеток бумажных и одноразовых столовых приборов и одноразовой посуды

- фантазирование и сочинительство. Дети могут придумать свои сказки или предложить знакомую сказку на новый лад и т.п.

 

Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие жизни со сказкой. Давайте будем делиться своими достижениями, постараемся ответить на поставленный вопрос: «Чему нас учит сказка?» и убедимся в правильности утверждения- «Открыть своё сердце навтречу добру учит нас сказка».

Желаем вам удачи!

 

«На свете хороших людей не мало,

Сердечных людей не мало,

И всё – таки лучше всех на земле

Мама. Моя мама!»

( Р. Рождественский)

 

Сегодня и завтра – каждый день и час – отовсюду мы слышим слова о маме, о роли мамы в жизни человека. В жизни ребёнка роль матери настолько велика, что оценить до конца даже не будем пытаться, а просто чуть – чуть прикоснёмся к святому и … .

Речь матери, её желания, реакции на события, выражение эмоций – всё записывается в память ребёнка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.

Органическая потребность малыша в физическом и эмоциональном контакте с матерью обнаруживает себя прежде всех других. Нарушение такой потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребёнок – плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически более автономным, он долго ещё будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, её ласке. Став взрослым, всю свою жизнь, будет испытывать необходимость в её любви. Он – прежде всего прямое физическое её продолжение, поэтому психологическая зависимость от неё – органическая.

Особый вид привязанности между матерью и ребёнком может продолжаться всю жизнь.

Здоровая привязанность способствует развитию малыша, а негативная удерживает взросление и становление личности ребёнка.

Здоровая привязанность обусловлена:

-способностью матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребёнка: взгляд, плач, лепет, улыбка, …

-способностью быть отзывчивой и внимательной к потребностям

-способностью оказать помощь в преодолении трудностей ( начиная с самого раннего детства)

Благодаря этому и возникают взаимоотношения на основе сотрудничества.

 

Сегодня мы видим разных мам. По поведению мамы «классифицируются» следующим образом:

1.Спокойная уравновешанная мама – настоящий эталон материнства. Она всё знает о своём ребёнке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь, заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра

2.Тревожная мама вся во власти того, что ей мнится по поводу здоровья ребёнка; она во всём видит угрозу благополучию малыша. Тревожность и мнительность матери создают тяжёлую обстановку, которая лишает покоя всех членов семьи

3.Тоскливая мама вечно всем недовольна, она озабочена исключительно собой, своим будущим; её беспокойство и нервозность вызваны мыслями о ребёнке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребёнку с мамой не повезло

4.Уверенная и властная мама твёрдо знает, что хочет от ребёнка; жизнь ребёнка спланирована до его рождения, и от воплощения задуманного мама не отходит ни на йоту, «Ваяя» ребёнка по идеальной модели. Мама подавляет малыша, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче – к инициативе.

Исследования психологов подтвердили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребёнка. Оказалось, что уже на этапе беременности примерно у 40% из обследованных женщин выявились те или иные особенности, которые в последствии могут оказать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка, они не могут выработать адекватного отношения к малышу.

Недолюбленные матерью дети легко попадают в зависимость от отношений; став взрослыми, излишне привязываются к людям, партнёрам, требуя от них большой любви. Изъяны в отношениях с матерью вызывают защитную реакцию, которая будет препятствовать человеку получить то, в чём он нуждается.

Если мать не умеет сочувствовать и проявлять терпимость (толерантность), в дальнейшем в человеке может выработаться схема, которая будет препятствовать ему принимать сочувствие от других. Такой человек будет обвинять людей в их чёрствости и холодности к нему.

 

Роль матери в жизни сына!

Отношение матери не только формирует характер ребёнка – оно развивает его душу.

Мальчикам нужна мама, которая ценит и уважает неповторимость своего ребёнка, доверяет и верит в его светлое будущее. Мама формирует в ребёнке уверенность в себе, положительную «Я – концепцию» и КДЧ (концепцию другого человека). Она направляет мальчика к самостоятельности и ответственности.

 

Роль матери в жизни дочери!

Мать прилагает все усилия, чтобы в воспитании дочери найти нечто среднее между защитой и ограничениями, поддержкой и восхищением. Во всём надо знать чувство меры, быть примером для девочки в отношении к себе и другим людям. Демонстрировать любовь и уважение к отцу дочери, дать правильные ориентиры на будущее девочки.

 

Желаем всего самого доброго в жизни, а главное – здоровья и успехов в воспитании подрастающего поколения!

 

«Папа может, папа может быть кем угодно, …»

Сегодня, в преддверии Дня Защитника Отечества, мы с вами поговорим о роли отца в воспитании ребёнка.

Согласно представлениям Адлера А., роль отца в воспитании ребёнка – в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности, то есть отец прокладывает ему путь к человеческому обществу. Отец является источником познаний о технике, труде, мире; способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь « требовательная», условная, которую ребёнок должен заслужить своим соответствием социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. В ребёнке для отца воплощена возможность продолжения рода, воспитание наследника, хранителя традиций и родовой памяти.

Греймс А. отмечает: « Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживают за ними с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания и обучения ребёнка.

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих повзрослевших детей. Они имеют большее влияние на сыновей и дочерей, которые к ним прислушиваются, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них тёплые, разносторонние взаимоотношения.

Современные данные показывают, что не только на Западе теперь, но и в России отцы всё чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причём в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали.

Выделяются некоторые аспекты взаимодействия детей с отцом:

- воспитание девочки более полноценно, если присутствует в нём похвала и одобрение отца, которые вселяют в неё уверенность в себе. От отношений дочери с отцом зависят её жизненные приоритеты относительно мальчиков и мужчин в старшем возрасте. Более гармонично формируется личность малышки, если она видит любовь и уважение к маме, а также к себе самой; считаются с её мнением, выбором, решением. Тёплые и доверительные отношения родителей между собой и к детям способствуют формированию чувства собственного достоинства девочек, им необходима душевная и тактильная расположенность отца – объятия, поцелуи, подбадривание и доверие. Сценарий будущей жизни дочери по образцу жизни и отношений родителей. Образ становится идеалом, и в будущем девушка неосознанно ищет подобного отношения к ней;

- воспитание мальчика во многом зависит от наличия достойного примера для подражания. Сыновьям полезно оставаться с отцом наедине, заниматься сугубо « мужскими» делами и заниматься детскими под руководством мужчины. Совместные прогулки, общие интересы и взгляды на жизнь – основа формирования личности мальчика, юноши, будущего мужчины;

- игры папы с детьми чаще в вечернее время. Главное в воспитании ребёнка – это соблюдение его интересов, поэтому игры не бурные и активные, а чтение, творчество, тихие занятия чем-то;

- подарки папы не должны быть компенсацией за отсутствие времени, проведённого вместе, а являлись приятным и полезным дополнением к общению. Дарить лучше вместе с мамой, ведь целый день чаще ей приходится нести груз не самых приятных воспитательных мер: запрещать, одёргивать, ворчать;

- роли родителей должны меняться, чтобы не только маме приходилось быть учителем, доктором, диетологом, психологом. Такая семья обязательно будет счастливой, а ведь это только и надо нашим детям от нас.

Выводы:

Психологи утверждают, что маму ребёнок считает как бы неотъемлемой частью себя, в то время, как папа – это высшая инстанция. Задача отца – подчёркивать и культивировать мужское в сыне и женское в дочери.

 

Уважаемые папы, от всей души поздравляем Вас с Днём Защитника Отечества и желаем всего самого доброго в жизни, а главное – успехов в воспитании детей!

                                                 

  Как наладить взаимоотношения с ребёнком?

Безусловное принятие-принцип, без соблюдения которого наладить взаимоотношения с ребёнком практически невозможно.

Безусловно принимать ребёнка -значить любить его не за то, что он красивый, умный, способный и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Нередко слышим от родителей обращение к ребёнку: «Если ты будешь хорошим, я буду тебя любить».Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твёрдой вере, что награды и наказания-главные воспитательные средства. Похвалишь ребёнка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Существует и другая закономерность: чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Почему? А потому, что воспитание малыша – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того , чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть  Нужности  другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете малышу, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: « Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», « Мне хорошо, когда мы вместе» и т.д. Знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же малыш не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания.

Чем чаще родители раздражаются на дочь или сына, одёргивают, критикуют, тем быстрее они делают вывод: «Меня не любят». Доводы родителей: «Ради твоей пользы» дети не слышат, не вникают в их смысл – у них своя, эмоциональная, бухгалтерия: тон важнее слов, возникает ощущение себя плохим , «не таким», несчастливым.

Часто родители спрашивают:

     « Если я принимаю ребёнка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?».

Отвечаю: «Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. Об этом будем говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила:

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями малыша, а не им в целом.
  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Недовольство действиями  ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в непринятие его.

Какие причины мешают родителям безусловно принимать ребёнка и показывать ему это:

  1. Главная – настрой на «воспитание». Реплика одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он весь в песке?». Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения? Мама встаёт на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Где же ошибка? В самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
  2. Например, малыш появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить « в своё удовольствие», вот и теперь он им не очень нужен.
  3. Мечтали о мальчике, а родилась девочка.
  4. Случается, что ребёнок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у неё глухую неприязнь.
  5. Стремление компенсировать свои жизненные неудачи.

Первый шаг нужно сделать самостоятельно: задуматься о возможной причине своего непринятия ребёнка.

Домашние задания:               

  • Насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка? Для этого в течение дня, а лучше двух, трёх – подсчитайте, сколько раз вы обратились к своему сыну или дочери с эмоционально положительными высказываниями ( радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными( упрёком, замечанием, критикой). Понятно, что число положительных обращений будет больше, если с общением в вашей семье всё же благополучно. И, наоборот.
  • Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встретили своего лучшего друга. Всем своим видом вы даёте понять , что рады, открыты к диалогу. На таком же уровне, а может быть и выше ( душевнее) должны быть встречи с собственным ребёнком. Постарайтесь, чтобы минута встречи с вашим малышом длилась как можно дольше.
  • Обнимайте ваших детей не менее  4-х раз в день ( обычные утренние приветствия и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: неплохо использовать « обнимашки» для всех членов семьи.

  • Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребёнка, да и на свои собственные чувства тоже.

 

Желаю вам удачи!

 «Психология детей и безопасность дорожного движения»

    Психологические особенности детей влияют на обучение и усвоение правил дорожного движения.

   Установлено, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.

Бесспорно, что детский организм находится в состоянии становления и многие процессы подвижны и неустойчивы. Поведение ребёнка зависит от его природных данных. Внимание ребёнка ещё плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них ещё сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. У малыша дошкольного возраста сужено поле зрения – он не может оценить расстояние до ближайшего автомобиля и, тем более, оценить скорость транспортного средства. В экстремальной ситуации и ребёнок теряется и неизвестно, как поведёт себя водитель.

   Обычно взрослые издалека наблюдают и оценивают ситуацию на проезжей части дороги. Дети же начинают наблюдение только, подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к действию. Чем сложнее ситуация и быстрее надо реагировать, тем сильнее торможение в центральной нервной системе ребёнка. Даже, если ребёнок смотрит на автомобиль – это совсем не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, переживаниями, он просто не замечает транспортное средство. В 6 лет ребёнок зачастую ещё не способен точно определить источник звука из-за отсутствия у него постоянного внимания.

   Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15 – 20 % и к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0.8 – 1 у взрослых).

   Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.

   Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль, как угрозу. Для них любая игрушка, порой, гораздо важнее здоровья и жизни. Потребность в движении преобладает над осторожностью.

   Стремление играть в любой ситуации, неумение быстро оценить обстановку, неумение быстро принять правильное решение, недостаточные знания и понимание источников повышенной опасности – причины печальных последствий.

  Рост ребёнка – серьёзное препятствие для обзора окружающей обстановки.

Уровень глаз в возрасте 3-х лет на высоте 90 см, в возрасте 6 лет – 110 см. Из-за стоящих машин ребёнку ничего не видно, но и его никому не видно. К 7-ми годам ориентация в пространстве становится надёжнее.

   Большое влияние на поведение ребёнка оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес – заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

   На поведение детей на дороге влияет темперамент. Это проявляется в стиле перехода дороги.

Ребёнок – холерик  с присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной задержке при переходе дороги испытывает явный эмоциональный дискомфорт, так как это обстоятельство противоречит его психофизической сути.

   Ребёнок – меланхолик. У него от напряжения возникает непреодолимое чувство страха. Взрослым необходимо это учитывать при обучении навыкам безопасного поведения на дороге. Это как прививка, повышающая иммунитет, только на уровне психики.

Знание правил - лишь 10 % необходимой безопасности. Остальное – умение прогнозировать, т.е. предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.

   Независимо от темперамента – необходимо научить ребёнка настраиваться на переход, исключив спешку и суету. Особое внимание детям с дефектами слуха и зрения.

   В зимнее время – особое внимание снежным бордюрам вдоль дорог: на них нельзя вставать – легко соскользнуть под колёса машин. Даже поток воздуха от проезжающей машины может увлечь ребёнка за собой.

   Для безопасности дорожного движения имеет значение и одежда ребёнка, которая сковывает и ограничивает движения, ухудшает слух, затрудняет поворот головы. Об этом надо помнить! Кроме того, на одежде и обуви ребёнка рекомендуются светоотражающие элементы, которые сделают ребёнка заметным в вечернее время, ночное и в условиях недостаточной видимости.

   Летнее время тоже имеет свои особенности:

- значительно возрастает количество автотранспорта. После зимы навыки вождения ослабевают, если долго не управляли транспортом;

- на дороге появляются мотоциклы – от них пешеходы за зимний период отв