дорожная безопасность

антитеррористическая безопасность

пожарная безопасность

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для образовательных организаций по информированию родителей

о рисках, связанных с детской смертностью

Введение

В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается

объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра

взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам,

увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних

причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование

родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах

и способах предупреждения.

Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации

и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций

по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут

быть использованы для организации работы с родителями и детьми.

Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным

бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на

основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской

Федерации.

1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие

к увечьям и смерти детей, их причины

Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли

к выводу — в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще

погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить

своего ребенка от несчастного случая.

Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие

к увечьям и смерти детей:

-ожоги;

-падения с высоты;

- утопления;

-отравления;

- поражения электрическим током;

-дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием

мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной

организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных

случаев в детском возрасте чаше всего является:

- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,

- неосторожное, неправильное поведение ребенка в льду, на улице, во время

игр, занятий спортом.

Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические

особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность,

недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

- В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям,

самостоятельно познавая окружающий мир.

- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие

шалости, неосторожного поведения ребенка.

- В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство.

Так, у детей 10--12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.

- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению

несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою

«нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся

интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии

нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная

возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению

несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,

- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных

случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные

развивающие занятия;

2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка

опасных средств и веществ;

3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и

здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах,

местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

4) обеспечение постоянного надзора за время провождением и занятиями

ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих

родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с

использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев

включает:

1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках,

влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах

избегания несчастных случаев;

2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного

поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных

площадках и т.п.;

3) обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию

подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших

товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих

людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых

и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

4) обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего,

обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:

1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны

изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны

перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить.

Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного

поведения.

2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного

поведения.

3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот,

внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь

осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно

следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено

на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение

несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно

понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр

и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание

при инструктировании ребенка.

6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем

труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны

и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка

к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять

те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами,

механизированными инструментами.

7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях,

происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес

реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо

предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок

должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно

такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей

детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если

родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового

поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах,

приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение,

предотвращение.

3.1 Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями,

горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня,

а так же в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут

сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам,

которые могут вызвать ожоги;

- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня

без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше

отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором

желательно из натурального хлопка, льна;

- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть

с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;

- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные

лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов.

- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц)

за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более

5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;

- принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами,

во время которых ребенок должен быть в тени;

- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно

голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание

и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару,

больше пить;

- не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом).

Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15- 2 0

минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с

обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.

- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные

ванны в утренние часы и вечерние;

- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь

на отдыхе, на море пить не меньше 2 - 3-х литров в день.

- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще

умываться и принимать прохладный душ.

- научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться

за помощью.

3.2 Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра

в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках,

сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах

и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- запретить детям играть в опасных местах;

- не оставлять детей без присмотра на высоте;

- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,

необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать

во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться

на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных

приспособлений;

- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах

и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

3.3 Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания

или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь

медикаментов, а гак же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод

или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей

месте, в специально маркированной посуде;

- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача

и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или

детей другого возраста;

- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что

пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения для жизни.

3.4 Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей

в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.д.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

- запретить детям играть в опасных местах;

- объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

3.5 Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния

на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

- обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет

плавать;

- напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением

водоема.

3.6 Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании

на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям

опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым

с ЖИЗНЬЮ.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно

поддерживать голеностопный сустав;

- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно

подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить

за правильной постановкой голеностопного сустава.

- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами -

пригласите опытного роллера;

- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем.

Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;

- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

- запретите кататься вблизи проезжей части;

- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги,

быть внимательным.

3.7 Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил

дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде

и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

- соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать

правила дорожного движения;

- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных

местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных

средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не

видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть,

63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой

машины;

- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло

и ремни безопасности;

- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле

и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие

защитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной

дороге.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизм а на железной дороге необходимо:

- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;

- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п.,

кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально

отведенных местах;

- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда

в железнодорожном транспорте; нахождения на платформах, посадки и высадки

пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех

ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

 

 

 

ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ!
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ВЫПАДЕНИЯ ИЗ ОКНА!
В прошлом году в Петербурге за летний период из окон жилых домов выпал 31 ребенок. 
9 малышей погибли, остальные получили серьезные травмы.
Практически все пострадавшие дети воспитывались в благополучных семьях. Их 
родители во время трагедии находились дома, просто отвлеклись на считанные секунды. 
Любопытным малышам этого было достаточно, чтобы залезть на подоконник, открыть створку 
и упасть...
Зачастую причиной трагедии становились противомоскитные сетки. Помните: они 
защищают от пыли и насекомых, но не выдерживают вес ребенка.
Дорогие родители!
В наш город пришло лето, поэтому будьте бдительны, закрывайте окна.

 

ПРАВИЛА

ПОЛЬЗОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИМ ЛИФТОМ

С РАСПАШНЫМИ ДВЕРЯМИ

  1. Вызов кабины производится нажатием кнопки, расположенной у входа в лифт, при неосвещенном сигнале «Занято». Если сигнал «Занято» засветился – Ваш вызов принят.
  2. Открывать дверь шахты разрешается только после полной остановки кабины на этаже.
  3. Перед тем, как войти в лифт, убедитесь, что кабина находится на уровне площадки вашего этажа. При входе в кабину лифта и выходе из нее внимательно смотрите под ноги.
  4. Войдя в лифт, плотно закройте двери шахты и кабины и без задержки нажмите кнопку нужного Вам этажа. Если кабина будет вызвана с другого этажа – нажмите кнопку «Стоп» и после полной остановки кабины – кнопку нужного этажа.
  5. Не оставляйте детей дошкольного возраста одних в кабине лифта. Входите в кабину первыми и выходите после выхода детей.
  6. Если ребенок находится в коляске, то при входе в кабину и выходе из кабины ребенка следует взять на руки.
  7. Если Вы провозите собаку, то перед входом в лифт снимите с нее поводок и все время от момента входа в кабину до выхода из кабины держите ее за ошейник.
  8. При наличии багажа войдите в кабину сначала сами, а затем погрузите багаж. При выходе из кабины сначала выгрузите багаж, затем выйдите сами.
  9. Выйдя из кабины, плотно закрывайте двери шахты.
  10. В случае невозможности выхода из кабины остановившегося лифта нажмите кнопку «Вызов», наводящуюся в аппарате управления и ждите ответа диспетчера. В случае отсутствия диспетчерской связи при нажатии на кнопку «Вызов» должен последовать звонок, который привлечет внимание жильцов. Сообщите жильцам о необходимости вызова лифтовой аварийной службы и ждите прибытия механиков.

Запрещается!

  1. Пользоваться лифтом детям дошкольного возраста без сопровождения взрослых, а также лицам в нетрезвом состоянии.
  2. Курить в кабине лифта, перегружать лифт, провозить крупногабаритные предметы, легковоспламеняющиеся и ядовитые грузы.
  3. Открывать двери кабины во время движения лифта.
  4. Самостоятельно или с помощью случайных лиц делать попытки к выходу из лифта при остановке кабины между этажами. Такие попытки могут привести к несчастному случаю.
  5. Проникать в шахту лифта.
  6. Выводить из строя лифтовое оборудование.

 

С ДВЕРЯМИ ШАХТЫ РУЧНОГО ОТКРЫВАНИЯ

  1. Дверь кабины лифта открывается и закрывается автоматически. Двери шахты полуавтоматические – открываются вручную, закрываются с помощью доводчика.
  2. Для вызова кабины на этаж нажать кнопку у входа в лифт. По прибытию кабины на этаж двери кабины автоматически откроются. Через смотровое окно шахтной двери убедитесь в нахождении кабины на этажной площадке, только после этого откройте дверь шахты. Если в течение 3-х секунд после открытия дверей кабины не открыть дверь шахты, двери кабины автоматически закроются. Для повторного открывания дверей необходимо нажать кнопку у входа в лифт.
  3. При входе в кабину лифта и выходе из нее внимательно смотрите под ноги.
  4. Во время движения кабина может останавливаться на промежуточных этажах для посадки пассажиров.
  5. При превышении грузоподъемника лифта, указанной на панели управления, подается звуковой сигнал и (при наличии) загорается индикатор перегруза, двери кабины остаются открытыми.
  6. Если в кабину вошли несколько человек, они могут нажать на разные этажные кнопки, по ходу следования кабина будет останавливаться на всех выбранных этажах.
  7. Если в проходе находится чел<