Группа №8 для детей с 5 до 6 лет (подготовительная к школе)

Воспитатели:

Губанова Светлана Алексеевна

Матвеева Людмила Алексеевна

Учитель-логопед:

Назарова Елена Алексеевна

Помощник воспитателя:

Травина Лидия Анатольевна

 

Поощрение и наказание: за и против

«Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели».

Иммануил Кант

Откуда оно берется – наказание? Чаще всего наказание ребенка являет собой реакцию разозленного, раздосадованного взрослого, не умеющего иначе научить, объяснить, склонить малыша к положительному, желательному поведению. В этом случае наказание является непрапорциональным содеянному и, следовательно, не приводит к положительному результату. Ведь обязательно нужно помнить, о цели: ради чего наказывается ребенок. Особенно если речь идет о самом маленьком проказнике, только начинающем пробовать свои силы, познавать мир и проявлять первое своеволие. А чаще всего наказывают ребенка потому, что он не сделала так, как надо взрослому.  И взрослый, занятый другими заботами, не нашел времени, сил, эмоциональных резервов объяснить, как именно и почему нужно поступать. Но предпочел наказать за неповиновение или проступок. Есть у такого наказание положительный результат? Вряд ли. Кроме озлобленности наказанного ребенка взрослый ничего не получит. Подавление личности, сломленная сила воли – вот к чему может привести наказание, принятое в семье как основной метод педагогического воздействия.

Да, есть дети-негативисты и провокаторы от рождения, да и просто гиперактивные, не способные к произвольной психорегуляции. Они действуют как будто назло взрослому (а иногда и действительно назло), как будто стремятся оценить границы дозволенного, испытать и даже сознательно спровоцировать на злость легко выходящую из себя маму, бабушку, воспитателя. Что делать с этими детьми? Оставлять, как есть? Или наказывать?

Наказание­ это крайняя мера, прибегать к которой нужно в том случае, когда взрослый многократно и безрезультативно пытался действовать иначе: объяснять, уговаривать, вразумлять. Но, наказывая, взрослый должен понимать, что выбранный им путь­ свидетельство его  педагогического фиаско, демонстрация педагогического бессилия.

И самое главное­ если наказание всё­ таки применяется, то оно обязательно должно быть пропорционально проступку. И ни в коем случае, решаясь на наказание, взрослый не должен применять меры физического воздействия,  поскольку ничего кроме разрушения личности и характера (причём как того, кто наказывает, так и наказуемого) это не несёт.

Поощрение приносит гораздо большие результаты, чем наказание. Зная особенности ребёнка, , похвалив его за небольшие достижения, радуясь вместе с ним его успехам, он старается добиться большего. Похвала должна быть педагогической нормой, одним из основных методов воздействия на ребёнка. Но если поощрение не заслуженное и не своевременное, то оно не принесёт тех результатов, которых мы добиваемся. Похвала в этом случае рождает зависимость. Поощряя ребёнка, но не захваливая его, можно развить гармоничную личность, цельного, уверенного в себе человека

И разумеется, в этой связи невозможно возражать Иммануилу Канту, высказыванием которого открывается это эссе, в том, что наказание не достигает цели. Но не только наказания, “назначенные в припадке гнева”, но и рассудочные, хорошо спланированные наказания.

Многолетний опыт работы с детьми  позволяет мне судить о том, что педагогическая тактика, основанная на поощрении, а не наказании более эффективна. Разумеется, дети придерживаются того же мнения. Привожу некоторые высказывания детей  нашей группы.

  • Меня хвалят, когда я могу чуть-чуть что-нибудь выучить. Мне не нравится, когда ругают.
  • Если меня хвалят - это за хорошее поведение, за что наказывают, не помню.
  • Мама меня хвалит, когда я делаю уроки. Папа меня никогда не хвалит.
  • Меня мама хвалит, за то, что я ем быстро, а ругает за то, что не слушаюсь. Но я этого не люблю.
  • Хвалят, когда я красиво рисую,  танцую. Ругают редко.

Воздух и его свойства