Страничка учителя-логопеда Назаровой Елены Алексеевны

Научиться рычать? Это просто!

Как вызвать звук Р.

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их.
Простое подражание на слух, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора, раскаты грома) приводит к цели лишь в самых легких случаях. Как правило, постановка правильной артикуляции звука [Р] требует специальных подготовительных упражнений.
Очень часто родителям приходится обращаться к логопеду. На этом этапе большинство родителей уверены, что на этом их «миссия» по вызыванию звука Р заканчивается. Но на самом деле практически все логопеды советуют дома не лениться и выполнять артикуляционные упражнения, таким образом, закрепляя правильную артикуляцию и способствуя более быстрому появлению красивого самостоятельного «рокота».

Для тех родителей, кто понимает важность выполнения рекомендация логопеда, и находит каждый вечер 10-15 минут для занятий с ребенком дома, привожу

основные упражнения:


Упражнения для губ
*«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
*«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
*«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка
Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
1.«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.
2.«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.
3.«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
4.«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.

Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.
5.«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
6.«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.
7.«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
8.«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.
Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

 

Вызывание звука Р.

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь. Как правильно выполнять, родителям должен обязательно показать логопед на индивидуальной консультации.

Упражнение заключается в следующем: на деревянный шпатель надеть резиновую соску иребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
В то время, когда ребенок выполняет это упражнение, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].


Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях родителя.
 

Пусть ребенок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребенок просто поднес руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.

Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребенок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким небом или «язычком», звук получится неправильным. У ребенка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.

По той же причине не учите ребенка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.

Ваши дети научились отлично «рычать»? И умеют произносить звук [р] в словах и предложениях? Но при этом в свободной речи иногда забывают про него? Тогда этот речевой материал для Вас и Ваших детей.

Проговаривайте его по 10 мин в день, или заучивайте по одному стихотворению и повторяйте его везде: дома, на улице, на пляже и т.д. К чистоговоркам подбирайте новые рифмы вместе с ребенком («Кто больше подберет слов» или «кто быстрее найдет рифму»)

Распечатайте предложения, стихотворения или рассказ покрупнее, и пусть ребенок прочитает сам. Затем разрежьте предложение на слова или текст рассказа на предложения – в зависимости от того, как хорошо Ваш ребенок умеет читать. Пусть ребенок восстановит текст.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ра-ра-ра – высокая гора,

Ра-ра-ра – глубокая нора,

Ра-ра-ра - Кате спать пора

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.

Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Ар, ар, ар – Рая едет на базар.

Ор, ор, ор – Федор подметает двор.

Ур, ур, ур – у корыта много кур.

Ир, ир, ир – Ираида пьет кефир.

 

Произносить (читать) предложения

У Киры на руке шрам.

Метро украшено мрамором.

Чёрная ворона каркает на крыше.

Мастеру поручили срочную работу.

На рынке продают разные фрукты.

В огороде дорожка заросла травой.

Барабанщик громко барабанит в барабан.

Подорожник растёт вдоль дорог и тропинок.

Рома, Вера и Юра собирают рыжики в бору.

Чёрные грачи ходят по борозде за трактором.

Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.

Вороны, сороки и воробьи живут в городских парках.

Рыжики и боровики растут в бору.

У рыбака Егора в ведёрке ерши.

Ира раздаёт тетради, карандаши и ручки.

У Маруси красный и чёрный карандаш.

Рая грызёт зефир и пьёт кефир.

Морковь, помидор, горох и огурцы собраны.

У Ромы грузовик, там груши и кукуруза.

Вера и Рома в бору собирают рыжики.

На фотографии мои друзья: Артур и Артем.

На Роме рубашка и шорты, а на Рае сарафан.

С утра мы бродим по старому городу.

Произносить (читать), чётко произнося звук [Р]

Радуга.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

небе радуга стоит.

С. Маршак.

* * *

У нас в реке живут бобры,

Бобры бодры, бобры добры.

Мудры плотин строители

Бобры – речные жители.

В. Лившиц.

 

Ранним утром кое — как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где – то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

Потерялась буква Р.

Где? В трамвае, например.

Или мы её вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте!)

В распечатанном конверте?

Может, милиционер

Приведет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:

- Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета! В. Творогова.

 

У Олесика всегда

С буквой «эр» была беда.

Скажет «рак» -

Выходит «лак».

Вместо «рожь» -

Выходит «ложь».

У щенка, который злился,

Он рычанью научился.

И теперь назло беде

Произносит «эр» везде:

«Крокодир» и «мороток»,

«Мороко» и «коробок».

В зоопарке «рев» и «рвица»…

У кого же «эл» учиться?

Н. Тимчак.

 

Мне вчера донесли обезьяны,

Что ты ездил в далекие страны,

Где растут на деревьях игрушки

И сыплются с неба ватрушки.

Вот и пришел я сюда

О чудесных игрушках послушать

И небесных ватрушек покушать.

К. Чуковский.

 

Через прозрачный шарик.

Прозрачный красный шарик

на нитке я держу,

через прозрачный шарик

на всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

и красный солнца шар,

и много, много красного,

как будто всё — пожар.

Н. Сидельникова.

 

Норка у норки

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

может, норка — возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка — здесь, а норки — нет!

А. Шибаев

 

Сороконожки.

На рассвете по дорожке

В класс бегут сороконожки.

Раньше всех они проснулись,

Раньше всех они обулись,

Натянув на сорок ног

Сорок маленьких сапог.

И теперь бегут из норок

Раньше всех минут на сорок.

В. Орлов.

 

Произносить (читать) и пересказывать текст:

Дождь

Вдруг небо помрачнело. Поднялся порывистый ветер. Закружились в воздухе листья. В парке замолкли птицы. В небе сверкнула яркая молния. Хлынул проливной дождь.

ВОТ ТАК ИГРА!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузо­вичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёр­нув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

РВАНАЯ РУБАХА

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у но­вой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

МАЙ
Лексическая тема «День Победы»

 

Родителям рекомендуется:
1. Рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы".
2. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах, посмотреть кино, фотографии.
3. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, по возможности показать их фотографии,обсудить увиденное.
4. Совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины.
5. Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый, отважный, геройский...

6. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.
Враг - ...
Мир - ...

7. Учимся подбирать однокоренные слова.

Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный...

8. Словарная работа.
Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".

 

9. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать:
Л. Кассиль "Главное войско",
Н. Зенькович "Мальчишки в пилотках".

 

10. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Послушать вместе с ребенком песни военного времени(Шульженко, Утесов, Русланова…):
"День Победы",
"Священная война" и другие…
Побеседовать по содержанию текста.

11. Научить ребенка самостоятельно рассказывать о празднике «9 мая».

Например:

Весной, 9 мая в России отмечается День Победы. Много лет назад на нашу страну напали враги - фашисты. Они напали без предупреждения. Наш город - Ленинград окружили кольцом блокады. Разрушили много других городов. Фашисты хотели быстро завоевать нашу страну. Но наш народ не сдавался. Солдаты сражались на фронте, а все остальные - женщины, дети, старики помогали им. Война шла 4 года. И наш народ победил!!!

 

Познакомиться с рекомендациями по теме "Что должны знать родители при обучении чтению" можно перейдя по ссылке  http://tugiabi.weebly.com/1-10821083107210891089.html

Время и ребенок.

Что нужно знать о времени к 7 годам.

 

К 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а тем более определяют время по часам. Неумение ориентироваться во времени, распределять его на различные дела (занятия, игры, прогулки или отдых), определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т.п. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей школьной жизни.

 

В 5 - 7 лет ребенка нужно научить:

- воспринимать временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);

- называть их основные признаки и последовательность;

- определять временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и т.д.);

- адекватно использовать в речи временные понятия (медленно - быстро, рано - поздно, утром - днем - вечером, давно - недавно, часто - редко, вчера - сегодня - завтра; 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.)

- определять протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин, гигиенические процедуры, сон и т.д.)

 

ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА

Побеседуйте с ребенком о том, как меняется человек с возрастом.

 

ВРЕМЕНА ГОДА

Какое время года сейчас за окном? Какое было до …? После…? Расскажи, чем отличаются зима и лето, весна и осень.

 

МЕСЯЦЫ

Расскажите ребенку о том, что каждое время года делится на 3 месяца. Повторите с ребенком, как называются зимние, весенние, летние и осенние месяцы, какие изменения происходят в природе от месяца к месяцу.

 

ДНИ НЕДЕЛИ

Чтобы ребенку было легче запомнить последовательность дней недели можно использовать разноцветные карточки с цифрами. (ПН - красная карточка, ВТ - оранжевая, и т.д.). Далее взрослый задает ребенку различные вопросы (Перед каким днем наступает суббота? Какой день недели сегодня, а какой был вчера? Что раньше среда или четверг?)

 

ЧАСТИ СУТОК

Поиграйте в игру «Путаница»: взрослый произносит предложения с ошибкой, а ребенок исправляет (Ночью девочка идет в школу. Утром девочка обедала.)

ЧАСЫ И МИНУТЫ

Что могут сделать дети (взрослые) за 1 минуту? За час? Сравните эти временные отрезки. Сколько минут в 1 часу?

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Какие бывают часы? (Настенные, песочные…) Сколько времени показывают часы?

Большим подспорьем в определении времени Вам будут готовые настольно-печатные игры, муляжи часов, помогающие сформировать представления о времени.

Скоро в школу? Поиграем!

(игры для подготовки ребенка к школе)

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой кварти­ры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способству­ет развитию ребёнка.

Попробуйте увлечь ребёнка альтернативными телевизору играми даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу , делаете уборку в комнате, или даже работаете с документами.

 

Игры на развитие мелкой моторики

1. Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

2. Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

3. Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

4. Предложите ребенку обвести на бумаге любой предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

5. Если вы работаете с документами, у Вас, несомненно, остаются черновики или ненужные бланки. Дайте их ребенку, и пусть он:

  • Рисует на них красками, карандашами;
  • штрихует карандашом в различных направлениях
  • вырезает из бумаги (пусть вырезает картинку, или, если умеет читать –слово)
  • делает аппликации;
  • рвет бумагу (попросите порвать на треугольники, квадраты )
  • складывает бумагу;

6.Для развития мелкой моторики предлагаю выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения:

  • лепить из пластилина, глины;
  • складывать мозаику;
  • собирать из конструктора;