Рады Вас приветствовать на страничке учителя-логопеда Егоровой Инны Юрьевны

https://nsportal.ru/egorova-inna-yurevna

Рекомендации для родителей

 

ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить все звуки, воспроизводить многосложные слова, легко строить развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. При общем недоразвитии речи наблюдаются выраженные фонетико-фонематические и лексико-грамматические несовершенства. Самый низкий уровень речевого развития – 1-й.Самый высокие и типичные для наших детей - 3-й и 4-й. Предлагаю ознакомиться с их характеристикой.

В фонетическом плане дети:

- неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звонкие и глухие, мягкие и твердые, а также звуки С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, Ч-ТЬ, Ц-ТЬ, Р-Л.

- искажают звукослоговую структуру слов (водопроводчик-водотик, сковорода- сковода, температура-темпатуа и т.д.).

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые слоговые сочетания (почка-бочка-точка, кот-кит-ток).

У детей с 4-м уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков. Дикция недостаточно внятная, вялая артикуляция, «каша во рту», как говорят неврологи.

На лексическом уровне словарь используется обиходный, в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, действий, их признаки. (Например, «скворечник» - это птица).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (сиденье, кабина, локоть, затылок, туловище и т.д.)

- глаголов, выражающих точность действий (лакает, лижет, жует – все выражается словом «ест»)

- приставочных глаголов (подходит, отходит, уходит – идет)

- относительных прилагательных (соломенный- «соломный», металлическая- «метальная»)

- антонимов (высокий – маленький, холодный –теплый, далекий – «рядом»)

В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов («Карандаш лежит столе», «Кошка вылезла под кровати», «Я взял ручку от стола»)

- в согласовании различных частей речи («Два конев», «Позаботился о ежика»)

- в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать»)

В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развернутые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего им даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Отсутствие чувства ритма мешает заучиванию стихов (иногда ребенку   бывает сложно повторить за взрослым стихотворную фразу).

Наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, связанных с речью: внимания, памяти, мелкой и артикуляторной моторики, словесно-логического мышления.

Дети не могут воспринимать долго пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции (необходима наглядность). Характерно, что нарушения внимания и памяти больше затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит лучше. Так, например, внимание при просмотре мультфильмов сохраняется в течение длительного времени.

Известно, что существует связь между пальцевой моторикой и речевой функцией. Установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их неточны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, не могут правильно взять кисточку и карандаш, с трудом вырезают ножницами или завязывают шнурки.

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка. Все данные заносятся в речевую карту.

Диагностика проводится в сентябре. Она осуществляется всеми специалистами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором физического воспитания.

Организованная образовательная деятельность с детьми начинается с последней недели сентября. Коррекционная работа делится на подгрупповую и индивидуальную. 1 и 2 среду каждого месяца проводятся консультации для родителей в вечернее время.

 

Работа по развитию речи на занятиях логопеда включает в себя следующие направления:

- развитие словаря

- совершенствование грамматического строя речи

- развитие фонетико-фонематической системы языка (коррекция произношения, развитие темпа и ритма речи, работа над интонацией, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза)

- развитие связной речи

- обучение элементам грамоты

Работа по формированию правильного звукопроизношения ведется на индивидуальных занятиях.

Занятия носят игровой характер, используется интересный наглядный материал, проводится динамическая пауза, игры с мячом. Обязательно учитывается возраст и индивидуальные особенности детей.

В логопедической группе составляется тематическое планирование на год, оно отражает сезонные изменения, праздники). Каждую неделю дети изучают новую лексическую тему (например, 1 неделя- Осень, 2 неделя- Овощи, 3 неделя- Фрукты, 4 неделя- Грибы, ягоды). Это позволяет расширить словарный запас детей, отработать грамматические категории в рамках одной темы, познакомить с художественными произведениями по этой теме и даже закрепить полученные знания на занятиях по рисованию и ручному труду.

Хочется отметить, что воспитатели работают в тесной взаимосвязи с логопедом. Ежедневно, во второй половине дня воспитатель проводит игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, занимается с детьми индивидуально (по закреплению правильного звукопроизношения)

Во многом успех коррекционной работы зависит и от добросовестного отношения семьи к рекомендациям логопеда.