Страничка учителя-логопеда Егоровой Инны Юрьевны

Цветы, насекомые

1. Покажите ребенку цветы, которые распускаются сейчас в природе или на даче. Рассмотрите их на картинках, назовите (одуванчик, тюльпан, нарцисс, ландыш, ромашка, колокольчик).

2. Пусть ребенок назовет, какого цвета каждый цветок: белая ромашка, желтый одуванчик, красный тюльпан, синий колокольчик и т.д.

3. Предложите детям назвать последний звук в названии каждого цветка: тюльпан – [н], нарцисс – [с] и т.д.

4. Посчитайте цветы: 1 ромашка – 2 ромашки – 5 ромашек, 1 ландыш – 2 ландыша – 5 ландышей, 1 колокольчик – 2 колокольчика – 5 колокольчиков и т.д.

5. Спросите детей, кого мы можем видеть рядом с цветами или на них, в траве, на кустах? (насекомых). Напомните детям, что насекомые бывают полезные и вредные. Пусть ребенок перечислит названия.

6. Выполните звуковой анализ слов: МУХА, ЖУК, ОСЫ

7. Спросите у детей, какую сказку мы читали на последней неделе?

(Д.Н Мамин-Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»). Пусть ребенок вспомнит, как жила муха весной, летом, осенью и зимой.

8. Прочитайте ребенку и выучите с ним стихотворение:

«ОСА В КОМНАТЕ»

Залетела к нам оса и гудела два часа.

Извелась совсем без дела, даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье, я к животным – всей душой!

-На, поешь для подкрепленья, будешь толстой и большой!

Ж. Давитьянц

КОСМОС

Побеседуйте с ребенком о Дне космонавтики. Помогите ему ответить на вопросы:

1.Как называют человека, который исследует космос? (космонавт)

2.Кто является первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

3.На чем космонавт летит в космос? (на ракете или космическом корабле)

4.Что находится в космосе? (планеты, звезды, спутники)

5.На какой планете мы живем? (на Земле)

6.Какая звезда находится к нам ближе всего? (Солнце)

7.Что дает Солнце людям? (Солнце дарит нам свет и тепло, жизнь на Земле)

8.Отгадайте загадки:

«Светит, сверкает, всех согревает» (Солнце)

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка» (Месяц)

«Рассыпался горох на тысячи дорог» (Звезды)

9.Назови лишнее слово:

Солнце, луна, лампа

Звезда, ракета, планета

Земля, звезда, остров

10.Назови все звуки по порядку в слове « ЛУНА»

11.Учим стихотворение и делаем веселую гимнастику:

«А сейчас мы свами, дети

Улетаем на ракете,

На носки поднимись,

А потом руки вниз

Раз, два, потянись

Вот летит ракета ввысь!»

РАННЯЯ ВЕСНА

1.Какому времени года соответствует данное описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Снег почти растаял. С юга прилетают птицы и начинают вить гнезда»

2. Повторите названия весенних месяцев: март, апрель, май.

Спросите, какой сейчас месяц. Попросите назвать первый и последний звуки в слове «март», затем пусть ребенок назовет гласный звук.

3.Как называются птицы, которые возвращаются к нам с приходом весны? (перелетные птицы). Подумайте, какую пользу приносят птицы? Что начинают делать птицы, когда прилетают? (начинают строить гнезда и выводить птенцов)

4.Каких перелетных птиц вы знаете (покажите изображения птиц детям): грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, утки, лебеди.

5.Назовите птенцов птиц:

У скворца – скворчонок, у грача – грачонок, у утки – утенок, у аиста – аистенок, у гуся – гусенок.

6.Поиграйте в игру «Кто лишний?»

Скворец, грач, воробей, лебедь

Ворона, ласточка, синица, голубь

ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ

Дорогие родители! Многие из вас хотят научить своего ребенка читать как можно раньше. Но ребенок не всегда готов к этому. Знание одних только букв не гарантирует того, что он сразу овладеет чтением. Можно начать обучение, если ребенок:

-сам этого хочет, имеет интерес к чтению;

-усвоил обозначения пространства: вверху, внизу, впереди, сзади, лево, право;

-научился находить различия на рисунках, собирать разрезные картинки;

-может повторить ряд из 5-6 слов, звуков, цифр;

-правильно произносит звуки;

-может назвать слово, произнесенное по звукам (с,о,к- сок);

-успевает порисовать, полепить, потанцевать, попеть (а не вместо этого);

Можно начать и раньше, но вы рискуете отбить у ребенка интерес к учебе.

Запоминание букв - это умение анализировать, оно формируется довольно рано. А вот слияние букв в слоги, в слова-это уже синтез, который возможен тогда, когда мозг ребенка к этому готов. Это качественный шаг в развитии, и каждый приходит к нему: кто-то раньше, а кто-то позже.

Мы на занятиях начинаем со знакомства с буквами. Играем с ними, затем соединяем букву и звук, который она может обозначать. Это развивает фонематический слух (способность различать звуки речи), учимся определять место звука в слове, тренируем логическое мышление и зрительное внимание. Все это готовит ребенка к процессу слияния буквы в слоги и слова.

Дома вы можете буквы лепить из пластилина, теста, глины; складывать из палочек, вырезать из бумаги, обводить пальцем, писать пальцем на ладони или спине ребенка. Когда ребенок запомнил букву, пусть ищет ее в заглавиях книг, журналов, на вывесках.

Называйте буквы без призвуков: Б, В, а не БЭ, ВЭ. Иначе ребенку будет сложно составить слово.

Изучая похожие буквы, обращайте внимание на различия (Т-П, И-Н).

Поиграйте в игры:

«Чудесный мешочек» - ребенок на ощупь узнает букву и называет ее.

«Поставь правильно» - буквы беспорядочно рассыпаны, ребенок должен расположить их правильно.

«Разбери» - попросите ребенка разложить буквы на согласные и гласные.

«Найди такую же» - покажите ребенку букву и попросите найти такую же.

 

 

Ознакомление детей с художественной литературой

Известно, что для детей дошкольного возраста большое значение имеет чтение книг. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенка познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. У детей появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Вместе с героями сказки они испытывают чувство страха в напряженные моменты или чувство радости при благополучном исходе.

Хорошая книга привлекает не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, слушая произведение, могут дать сознательную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в книге, с теми, что им приходилось наблюдать в жизни, помогают быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а потом и небылицы, басни, пословицы.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются некоторые элементарные умения анализировать произведение. К моменту поступления в школу дети должны уметь определять основных героев, высказывать свое отношение к ним ( кто нравится и почему), определять жанр произведения ( стихотворение, рассказ, сказка), улавливать наиболее яркие примеры образности языка ( определения, сравнения). Ребенок учится отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом. Одновременно воспитывается бережное отношение к книге.

Таким образом, читая каждый день ребенку интересную книжку, вы решаете одновременно множество задач: развиваете речь , знакомите с новыми словами и выражениями ( сам литературный текст является образцом правильного слова), учите правильно строить предложения; развивается мышление , память, внимание, усидчивость; учите правильно относиться к жизненным ситуациям, помогаете решать нравственные вопросы, сопереживать другому.

А сколько всего нового можно узнать из книг! Читайте детям народные сказки и литературные ( А.С. Пушкина, А.Толстого, Ш.Перро, Братьев Гримм, Туве Янссон, А.Линдгрен, Н.Носова, Г.Х.Андерсена), рассказы В.Бианки, В.Драгунского, Н.Сладкова и других авторов, которых вы любите. Пусть книга станет другом вашего ребенка!

ЗИМА  

  1. Спросите ребенка, какое время года сейчас. Попросите назвать предшествующее зиме и последующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе?
  2. Вспомните рассказ с занятия «Белая сказка». Спросите ребят, почему он так называется. Пусть подумают и скажут, что можно сделать из снега и льда зимой на улице.
  3. Назовите ласково следующие слова:

Лед-…, снег-…, зима-…, мороз-…, ветер-…, солнце-…

  1. Подберите и назовите как можно больше слов-определений и слов-действий.

Погода (какая?) – холодная, пасмурная, дождливая, морозная.

Снег (какой?) –

Лед (какой?) –

Дети на улице (что делают?)-

Снежинки (что делают?)-

  1. Послушайте слова и найдите лишнее слово.

      САНКИ, КЛЮШКИ, ЛЬДИНКИ, КОНЬКИ

  1. Подскажи словечко

Наступает Новый год,

Всем подарки он несет.

Возле елки в светлом зале

Дети водят…..(хоровод)

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, тренирует воображение, образное мышление, пробуждает у детей интерес к овладению чтением.

С этой целью нужно отбирать для чтения интересные и высокохудожественные произведения, без сокращений. Предлагайте заучивать наиболее понравившиеся стихотворения, поощряйте любое проявление творчества-сочинение собственных стихов, сказок, рассказов.

Чтобы овладеть премудростями языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. И в этом нам всегда поможет хорошая книга.

В этом месяце мы с ребятами прочитали книгу «Про маленького поросенка Плюха» И. Румянцевой, И. Баллод, написанную по мотивам сказок Элисон Аттли. Спросите своих детей, и они расскажут много забавных историй о веселом поросенке!

Эта книга не просто интересная, она еще и очень поучительная. Главный герой – непосредственный и добрый поросенок, с которым вечно что-нибудь случается. Плюх очень близок ребятам, которые ему сопереживают. В каждой истории они вместе с ним узнают что-то новое, помогают слабым, совершают добрые поступки и преодолевают трудности.

Книга очень актуальна и в наши дни. Все истории плавно перетекают из одного времени года в другое. Дети вместе с поросенком Плюхом ищут в лесу березу, которая «белая как снег», и вспоминают названия других деревьев; встречают животных и узнают их повадки (оказывается, дядюшка Барсук всю зиму спит в своей норе); узнают из чего состоит снег, и почему луна видна в каждой луже. А еще ребята учатся общаться с посторонними и проявлять осторожность, не быть доверчивыми с чужими (в нескольких главах появляется хитрая лиса Цапа, которая старается обмануть поросенка, но друзья и старшие товарищи всегда приходят на помощь).

Может быть, уважаемые взрослые, и вы захотите познакомиться с Плюхом?

А мы с ребятами будем ждать встречи с новыми литературными героями!

 

 

ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить  все звуки, воспроизводить многосложные слова, легко строить развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. При общем недоразвитии речи  наблюдаются выраженные фонетико-фонематические и лексико-грамматические несовершенства. Самый низкий уровень речевого развития – 1-й.Самый высокий и типичный для наших детей -3-й. Предлагаю ознакомиться с его характеристикой.

В фонетическом плане дети:

-неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звонкие и глухие, мягкие и твердые, а также звуки С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, Р-Л.

-искажают звукослоговую структуру слов (водопроводчик-водотик, сковорода-сковода, температура-темпатуа и т.д.).

-не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые слоговые сочетания (почка-бочка-точка, кот-кит-ток).

На лексическом уровне словарь используется обиходный, в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, действий, их признаки. (Например, «скворечник» -это птица).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

-частей предметов и объектов (сиденье, кабина, локоть, затылок, туловище и т.д.)

-глаголов, выражающих точность действий (лакает, лижет, жует – все выражается словом «ест»)

-приставочных глаголов (подходит, отходит, уходит – идет)

-относительных прилагательных (соломенный- «соломный», металлическая- «метальная»)

-антонимов (высокий – маленький, холодный –теплый, далекий –«рядом»)

В грамматическом строе распространены ошибки:

-в употреблении предлогов («Карандаш лежит столе», «Кошка вылезла под кровати», «Я взял ручку от стола»)

-в согласовании различных частей речи («Два конев», «Позаботился о ежика»)

-В построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать»)

В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развернутые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего им даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Отсутствие  чувства ритма мешает заучиванию стихов (иногда ребенку   бывает сложно повторить за взрослым стихотворную фразу).

Наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, связанных с речью: внимания, памяти, мелкой и артикуляторной моторики, словесно-логического мышления.

Дети не могут воспринимать долго пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции (необходима наглядность). Характерно, что нарушения внимания и память больше затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит лучше. Так, внимание при просмотре мультфильмов сохраняется в течение длительного времени.

Известно, что существует связь между пальцевой моторикой и речевой функцией. Установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их неточны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, не могут правильно взять кисточку и карандаш, с трудом вырезают ножницами или завязывают шнурки.

 

Насекомые

1.Спросите у детей, названия каких насекомых им известны. Знает ли он, что насекомые бывают полезными и вредными.

2.Проговорите названия насекомых, отхлопайте слова и посчитайте количество слогов: ЖУК, МУХА, КОМАР, ПЧЕЛА, ОСА, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА

3.Поиграйте в словесные игры:

  ОДИН-МНОГО

  Муха-мухи, оса-осы, пчела-пчелы, комар-комары, бабочка-бабочки, муравей-муравьи.

  НАЗОВИ ЛАСКОВО

  Пчела-пчелка, комар-комарик, муравей-муравьишка, стрекоза-стрекозка, жук-жучок.

4.Прочитайте ребенку басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

5. Помогите ребенку вылепить из пластилина какое-нибудь насекомое. (Например, божью коровку)

6.Выучите с ребенком наизусть английскую песенку:

   МУРАВЬИШКА В ЧАЩЕ ДУБ ТЯЖЕЛЫЙ ТАЩИТ,

   ЭЙ, ТОВАРИЩИ-ДРУЗЬЯ, ВЫРУЧАЙТЕ МУРАВЬЯ!

   КОЛИ НЕТ ЕМУ ПОДМОГИ,

   МУРАВЕЙ ПРОТЯНЕТ НОГИ!

В первый класс без дефектов речи

Дорогие родители! Вот и настал момент, когда логопед поставил и закрепил звуки, и теперь в большей степени от вас зависит, включит ли ребенок их в речь или «съедет» на привычное дефектное произношение. Логопед проговорил с ребенком десятки слов. Вам же предлагается оказать вполне посильную помощь своему ребенку-проговаривать с ним словосочетания, предложения, двустишия, тексты, включающие поставленные звуки. Какие именно и когда-вам подскажет логопед.

Дело в том, что не все дети автоматизируют звуки по одному сценарию. Кому-то лучше начинать с ударного слога в начале слова, кому-то легче произнести звук в конце слова, а кому-то-начать со стечения с другими согласными. Главное, на что нужно обратить внимание,-это правильность произнесения автоматизируемого звука. Ни в коем случае не принимайте варианты неправильного произношения! Ребенок должен уметь произносить звуки в разных позициях-в начале, в середине, в конце слова, в стечениях с другими согласными; должен отличать и не смешивать с похожими или противоположными согласными (глухими-звонкими, твердыми-мягкими, свистящими-шипящими).

Большая сложность для ребенка состоит в том, чтобы следить за поставленными звуками не только при произнесении одного слова, но и при включении этого слова в словосочетания, затем в предложения и тексты. Но именно сознательное отношение к этому процессу в начале автоматизации и формирует самоконтроль, столь необходимый в школе. Главная цель этих упражнений-настолько хорошо закрепить поставленный звук, чтобы ребенок произносил его легко, не задумываясь каждый раз, автоматически-это и называется «автоматизировать» звук.

Если при проговаривании предложений, тестов, стихов вы встретите слово незнакомое ребенку, то объясните его. Это хороший повод расширить словарный запас, поговорить с ребенком на разные темы для его развития, придумать другое словосочетание или предложение с новым словом.

 

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

1.В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, следует научить его слышать звук [М] в слогах и словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук. Возьмем, к примеру звук [М]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Это только дезориентирует детей. Не смешивайте понятия ЗВУК и БУКВА.

2.Правильное чтение – это чтение слогами (на начальном этапе), И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит какая буква следующая. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

1.Различает ли ваш ребенок понятия СЛЕВА и СПРАВА?

Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т.д. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий   СЛЕВА и СПРАВА.

2.Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны игры с различными конструкторами.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются такие приемы:

-раскрашивание буквы

-лепка буква из пластилина

-вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым

- «написание» в воздухе широким жестом всех изучаемых букв

-сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами

-обводка ребенком букв, написанных взрослым

-письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым

-письмо буквы по опорным        точкам, поставленным взрослым

-дописывание элементов букв

 

Логопед советует!

Тема: Овощи-фрукты

  1. Вспомните названия 8-10 фруктов и овощей. Спросите ребенка, где они растут.
  2. Какие из них имеют желтый, оранжевый, зеленый, красный, синий, коричневый цвет ?
  3. Назови соки: из лимона, из апельсина, из яблока, из сливы, из персика, из винограда, из моркови, из огурца.
  4. Сосчитай до пяти: вишня, персик, яблоко, огурец, тыква.
  5. Назови ласково: яблоко-яблочко, лимон-…, мандарин-…, банан-…, тыква-…, лук…, огурец-…,помидор-…, морковь-…
  6. Что лишнее и почему:

           морковь, капуста, подберезовик, чеснок.

          огурец, груша, кабачок, тыква. 

          слива, персик, абрикос, компот.

  1. Составь слово из первых звуков слов (ребенок определяет на слух): СВЕКЛА, УКРОП, ПОМИДОР; СЛИВА, АНАНАС, ДОЛЬКА.
  2. Где ты слышишь звук А – в начале или в конце слова ?- абрикос, груша, апельсин, хурма.