Страничка учителя-логопеда Егоровой Инны Юрьевны

В первый класс без дефектов речи

Дорогие родители! Вот и настал момент, когда многие звуки поставлены (т. е. ребенок может изолированно или в слове правильно произнести ранее дефектный звук). Теперь в большей степени от вас зависит, включит ли ребенок их в речь или вернется к обычному неправильному произношению. Логопед проговорил с ребенком десятки слов. Вам же предлагается оказать вполне посильную помощь своему ребенку-проговаривать с ним словосочетания, предложения, двустишия, тексты, включающие поставленные звуки. Какие именно и когда-вам подскажет логопед (открываем наши толстые тетради и повторяем все дома, следим за «чистым» произношением звуков).

Дело в том, что не все дети автоматизируют звуки по одному сценарию. Кому-то лучше начинать с ударного слога в начале слова, кому-то легче произнести звук в конце слова, а кому-то-начать со стечения с другими согласными. Главное, на что нужно обратить внимание,-это правильность произнесения автоматизируемого звука. Ни в коем случае не принимайте варианты неправильного произношения! Ребенок должен уметь произносить звуки в разных позициях-в начале, в середине, в конце слова, в стечениях с другими согласными; должен отличать и не смешивать с похожими или противоположными согласными (глухими-звонкими, твердыми-мягкими, свистящими-шипящими).

Большая сложность для ребенка состоит в том, чтобы следить за поставленными звуками не только при произнесении одного слова, но и при включении этого слова в словосочетания, затем в предложения и тексты. Но именно сознательное отношение к этому процессу в начале автоматизации и формирует самоконтроль, столь необходимый в школе. Главная цель этих упражнений-настолько хорошо закрепить поставленный звук, чтобы ребенок произносил его легко, не задумываясь каждый раз, автоматически-это и называется «автоматизировать» звук.

Если при проговаривании предложений, тестов, стихов вы встретите слово незнакомое ребенку, то объясните его. Это хороший повод расширить словарный запас, поговорить с ребенком на разные темы для его развития, придумать другое словосочетание или предложение с новым словом.

Помочь в автоматизации звуков могут несложные речевые игры:

-предложите ребенку назвать несколько слов с нужным вам звуком ( начните с пяти, затем увеличивайте количество)

-покажите ребенку какую-нибудь картинку (лучше сюжетную), предложите ее рассмотреть и назвать слова, в которых встречается звук, над произношением которого вы работаете; обязательно попросите ребенка определить место звука в слове (начало, середина или конец)

-можете предложить ребенку нарисовать несколько изображений предметов, в названии которых есть закрепляемый звук.

Всегда поправляйте ребенка, если в свободной речи он произносит звук неправильно.

Разучите с ребенком стихотворения для закрепления звуков «Л» и «Ш»

«Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с током –

Получилась полка»

 

«У Любашки – шдяпка,

У Полюшки – плюшка,

У Ильюшки – шлюпка,

У Павлушки – клюшка»

 

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Уважаемые родители! Приближаются новогодние каникулы – волшебное время, которое можно посвятить своим близким, окунуться в праздничную атмосферу и просто отдохнуть. Что необходимо сделать? Как можно чаще бывать на свежем воздухе, гулять, кататься с горок на чем только возможно, лепить снеговиков, кидаться снежками, бегать с красными щеками, любоваться зимой, рассмотреть все праздничные елки в округе (особенно вечером) и выбрать самую красивую, а вечером, напившись чаю, нарисовать ее дома. Хорошо еще, устроившись на диване, почитать новую интересную книжку, а потом обсудить прочитанное. Вспомните о волшебных русских народных сказках, сейчас незаслуженно забытых! Их великое множество! Там есть и Тридевятое Царство, и находчивый Иван-царевич, и Баба-яга, и Василиса-Премудрая с Еленой-Прекрасной, Серый волк и Кащей Бессмертный! А если захочется выбраться из дома подальше, можно сходить в театр, где оживут все любимые сказочные герои (недалеко от нашего района находятся чудесные театры – «Бродячая собачка» и «Театр у Нарвских ворот»).

А еще можно поиграть в речевые игры, которые способствуют активизации словаря, правильному использованию предложно-падежных конструкций, развивают мышление:

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: развитие слухового внимания

Предложите ребенку найти ошибку в предложении

«Зимой в парке пожелтели листья на деревьях.»

«В полу лежит кот.»

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: учить подбирать слова-антонимы

«Поднимать-ронять»

«Радоваться-грустить»

«Лежать-стоять»

«Мокрый-сухой»

«Горький-сладкий» и т.д.

«СЛОВА-ПРИЯТЕЛИ»

Цель: учить подбирать слова-синонимы

В эту игру можно играть с мячом дома или на улице.

«Дом-здание»

«Конь-лошадь»

«Красивый-прекрасный»

«Прыгать-скакать»

«Храбрый-смелый»

«ЗАГАДКИ»

Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления

«Круглый, оранжевый, сочный» (апельсин)

«Золотое, яркое, горячее, высокое» (солнце)

«Рыжая, хитрая, пушистая» (лиса)

Позже попросите ребенка самого придумать вам загадку.

 

ЗВУКИ И БУКВЫ

Советы для родителей по обучению грамоте

Уважаемые родители! Многие из вас хотят научить своего ребенка читать как можно раньше. Готов ли к этому ребенок? Обучение стоит начинать тогда, когда:

-ребенок имеет интерес к чтению

-правильно произносит звуки

-усвоил обозначения пространства: лево, право, впереди, сзади, вверху, внизу

-может повторить ряд из 5-6 звуков, слов, цифр

-научился находить различия на картинках, собирать пазлы, мозаику

-может назвать слово, произнесенное по звукам (м, а. к – мак)

Запомните: в основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК!

Запоминание букв – это умение анализировать, оно формируется довольно рано. Слияние букв в слоги, в слова – это синтез, который возможен, если мозг ребенка к этому готов. У одних детей это происходит раньше, у других позже.

На логопедических занятиях мы развиваем такие процессы. Прежде чем показать ребенку новую букву, например «С» , следует научить его слышать звук «С» в ряду других звуков, в слогах, в словах. Ребенок должен понимать, где находится данный звук в слове – в начале, в середине или в конце.

Каждую неделю дети знакомятся с 1-2 звуками. Предложите им дома назвать как можно больше слов с данными звуками, используйте различные картинки – пусть ребенок отберет те, в названии которых есть нужный нам звук, затем определите, где он «спрятался» в слове. Обратите внимание ребенка на произношение звука (где находится язык, губы, зубы). Это поможет закрепить правильное произношение (например, при произношении звука «С», язык находится внизу за зубами, зубы сомкнуты, губы слегка «улыбаются»). Спросите его – можно ли этот звук долго петь, если нет, то что является преградой (гласные поем, т.к. воздух выходит свободно, при произношении согласных воздушная струя встречает преграду – зубы или губы). Это поможет ребенку различать звуки, усвоить сложные термины.

Еще один совет: называйте звуки и соответствующие им буквы одинаково – так, как звучит ЗВУК! Например, звук «М» произносим отрывисто – ни в коем случае не «ЭМ», также называете и букву «М». Алфавит вы будете учить в школе! Говоря: «ЭМ», мы произносим два звука «Э» и «М», так вы только путаете детей, ему будет сложнее научиться сливать звуки в слоги.

 

СКОРО В ШКОЛУ

1. Спросите ребят, чем садик отличается от школы, задайте им вопросы:

-в детском саду воспитатель, логопед, а в школе…учитель

-в детском саду игры, а в школе…уроки

-в детском саду группа, а в школе …класс

-в группе детей мало, а в классе…много

-в детском саду спят, а в школе…нет

2. Попросите детей назвать предметы, которые им понадобятся в школе (школьные принадлежности), подберите слова-действия к предметам:

Тетрадь нужна для того, чтобы…

Карандаш нужен для того, чтобы...

Букварь нужен для того, чтобы...

Ручка нужна для того, чтобы…

Линейка нужна для того, чтобы

3.Поиграйте в игру «Из чего какой»

Карандаш из дерева (какой?) – деревянный

Ножницы из металла (какие?) – металлические

Ручка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

Пенал из кожи (какой?) – кожаный

4.Игра «Сравни предметы» (слова-антонимы)

Книга толстая, а тетрадь…тонкая

Ранец тяжелый, а рюкзак…легкий

Пенал большой, а резинка…легкая

5.Игра «Четвертый лишний» (пусть ребенок назовет лишнее слово)

Резинка, мячик, линейка, ручка

Карандаш, отвертка, фломастер, кисточка

Альбом, букварь, тетрадь, ножницы

Ученик, ученица, учитель, воспитатель

6.Подберите слова к определениям;

Школьная…форма

Интересный…урок

Большой…ранец

Первый…звонок, урок

Домашнее… задание

7.Назовите правильно слова с числительными 2 и 5;

1 урок - 2 урока- 5 уроков

1 книга - 2 книги - 5 книг

1 карандаш - 2 карандаша - 5 карандашей

8. Попросите ребят назвать все звуки по порядку в словах ШКОЛА, УРОК, КНИГА. Затем выложите слова из букв азбуки, разделите на слоги.

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

1. Вспомните с ребятами стихотворение А.Кушнера «Бедный папа». Какие животные называются в нем? (слоны, жирафы, удавы, бизоны). Спросите детей, в каких странах живут эти звери (в жарких странах), вспомните и других животных, обитающих там.

2. Вспомните с детьми называния детенышей животных:

у львицы - …(львенок)

у тигрицы -…

у слонихи - …

у кенгуру - …

у черепахи - …

3. Где в нашем городе мы можем увидеть животных жарких стран? (в зоопарке) Посетите с ребенком зоопарк!

4.Кто лишний и почему?

Тигр, жираф, антилопа, зебра

Обезьяна, слон, пингвин, кенгуру

5.Сосчитай до пяти:

1лев, 2 льва, … 5 львов

1обезьяна, 2 обезьяны, … 5 обезьян

6. Подберите к животному слова-признаки:

Слон (какой?) – большой, тяжелый, добрый…

Жираф (какой?) - …

Зебра (какая?) - …

7. Поиграйте в игру «Чьи уши?»

У тигра – тигриные

У льва - ...

У верблюда - …

У слона - …

У обезьяны - …

8. Попросите ребенка назвать все звуки по порядку в словах

«слон», «тигр», «лама», «жираф».

 

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

1.Как называется наше Отечество (страна)?

2.Какой праздник мы отмечали 23 февраля?

3.Кто такие защитники Отечества?

4.Какими должны быть защитники Отечества? (пусть ребенок подберет как можно больше слов-признаков: сильными, смелыми, умными и т.д.)

5.Что должны делать защитники Родины? (подбираем слова-действия: охранять границу, защищать от врагов, побеждать)

6.Как называют человека, который:

Летает на самолете-…

Управляет танком-…

Прыгает с парашютом-...

Служит на море-…

Охраняет границу-...

Служит в десантных войсках-…

Служит в пехоте, в артиллерии-…

7.Предложите ребенку отгадать загадки, слова-отгадки отхлопайте, посчитайте количество слогов (сколько в слове гласных, столько и слогов), пусть ребенок назовет все звуки в этих словах по порядку.

Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

ружье, а с дуплом. (танк)

 

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

очень ловко. (солдат)

8. Назови лишнее слово:

Танкист, артиллерист, хоккеист, радист.

Подводник, подводить, подводный, водолаз.

8.Составь предложение из слов:

Пограничник, граница, наша, охранять. (пусть ребенок сосчитает количество слов в предложении)

9.Объясните пословицу:

«Нелегко в учении – легко в бою»

Зима в городе

  

 

 

 

 

 

Уважаемые родители! В этом месяце на занятиях мы много говорили о приметах зимы, о зимних развлечениях  на свежем воздухе, о жизни животных и птиц в данную пору. Изучали буквы С и З. Предложите ребятам ответить на вопросы, поиграйте с ними.

   1.Назовите, где на улице лежит снег? (на земле, на крышах, на скамейках и т. д.)

   2.Назовите, какое зимой солнце – зимнее, одежда – зимняя, вечер – зимний, птицы – зимующие.

   3.Игра «Скажи наоборот» День короткий, а ночь…длинная, земля черная, а снег…белый, снег мягкий, а лед…твердый, пасмурный – солнечный, холодный -…горячий, заморозки - оттепель, зима - лето.

   4.Сосчитай до 5 и назови правильно:

Одна синяя варежка, две синие варежки, …

Один теплый платок, …

Одно зимнее пальто, два зимних пальто…

5.Игра на внимание «Что лишнее»

Кепка, панамка, шапка

Сапоги, ботинки, сандалии

Куртка, комбинезон, шорты

Апрель, январь,февраль

6.Назовите первые звуки в словах ЗИМА, СНЕГ. Предложите ребенку вспомнить слова с этими звуками.

Назовите ласково зиму – зимушка, снег – снежок. Предложите ребенку в словах ЗИМА и ЗИМУШКА назвать все звуки по порядку. Затем посчитайте количество гласных в каждом слове и разделите на слоги (прохлопайте слова). Пусть ребенок выложит эти слова из букв азбуки.

7. Посчитайте количество слов в предложении (для наглядности можно использовать счетные палочки – на каждое слово выкладываем палочку):

Наступила зима.

Идет сильный снег.

Дети лепят снежную бабу.

Птицы клюют крошки.

Цветы, насекомые

1. Покажите ребенку цветы, которые распускаются сейчас в природе или на даче. Рассмотрите их на картинках, назовите (одуванчик, тюльпан, нарцисс, ландыш, ромашка, колокольчик).

2. Пусть ребенок назовет, какого цвета каждый цветок: белая ромашка, желтый одуванчик, красный тюльпан, синий колокольчик и т.д.

3. Предложите детям назвать последний звук в названии каждого цветка: тюльпан – [н], нарцисс – [с] и т.д.

4. Посчитайте цветы: 1 ромашка – 2 ромашки – 5 ромашек, 1 ландыш – 2 ландыша – 5 ландышей, 1 колокольчик – 2 колокольчика – 5 колокольчиков и т.д.

5. Спросите детей, кого мы можем видеть рядом с цветами или на них, в траве, на кустах? (насекомых). Напомните детям, что насекомые бывают полезные и вредные. Пусть ребенок перечислит названия.

6. Выполните звуковой анализ слов: МУХА, ЖУК, ОСЫ

7. Спросите у детей, какую сказку мы читали на последней неделе?

(Д.Н Мамин-Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»). Пусть ребенок вспомнит, как жила муха весной, летом, осенью и зимой.

8. Прочитайте ребенку и выучите с ним стихотворение:

«ОСА В КОМНАТЕ»

Залетела к нам оса и гудела два часа.

Извелась совсем без дела, даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье, я к животным – всей душой!

-На, поешь для подкрепленья, будешь толстой и большой!

Ж. Давитьянц

КОСМОС

Побеседуйте с ребенком о Дне космонавтики. Помогите ему ответить на вопросы:

1.Как называют человека, который исследует космос? (космонавт)

2.Кто является первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

3.На чем космонавт летит в космос? (на ракете или космическом корабле)

4.Что находится в космосе? (планеты, звезды, спутники)

5.На какой планете мы живем? (на Земле)

6.Какая звезда находится к нам ближе всего? (Солнце)

7.Что дает Солнце людям? (Солнце дарит нам свет и тепло, жизнь на Земле)

8.Отгадайте загадки:

«Светит, сверкает, всех согревает» (Солнце)

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка» (Месяц)

«Рассыпался горох на тысячи дорог» (Звезды)

9.Назови лишнее слово:

Солнце, луна, лампа

Звезда, ракета, планета

Земля, звезда, остров

10.Назови все звуки по порядку в слове « ЛУНА»

11.Учим стихотворение и делаем веселую гимнастику:

«А сейчас мы свами, дети

Улетаем на ракете,

На носки поднимись,

А потом руки вниз

Раз, два, потянись

Вот летит ракета ввысь!»

РАННЯЯ ВЕСНА

1.Какому времени года соответствует данное описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Снег почти растаял. С юга прилетают птицы и начинают вить гнезда»

2. Повторите названия весенних месяцев: март, апрель, май.

Спросите, какой сейчас месяц. Попросите назвать первый и последний звуки в слове «март», затем пусть ребенок назовет гласный звук.

3.Как называются птицы, которые возвращаются к нам с приходом весны? (перелетные птицы). Подумайте, какую пользу приносят птицы? Что начинают делать птицы, когда прилетают? (начинают строить гнезда и выводить птенцов)

4.Каких перелетных птиц вы знаете (покажите изображения птиц детям): грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, утки, лебеди.

5.Назовите птенцов птиц:

У скворца – скворчонок, у грача – грачонок, у утки – утенок, у аиста – аистенок, у гуся – гусенок.

6.Поиграйте в игру «Кто лишний?»

Скворец, грач, воробей, лебедь

Ворона, ласточка, синица, голубь

ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ

Дорогие родители! Многие из вас хотят научить своего ребенка читать как можно раньше. Но ребенок не всегда готов к этому. Знание одних только букв не гарантирует того, что он сразу овладеет чтением. Можно начать обучение, если ребенок:

-сам этого хочет, имеет интерес к чтению;

-усвоил обозначения пространства: вверху, внизу, впереди, сзади, лево, право;

-научился находить различия на рисунках, собирать разрезные картинки;

-может повторить ряд из 5-6 слов, звуков, цифр;

-правильно произносит звуки;