Рады Вас приветствовать на страничке учителя -логопеда Кацавец Людмилы Анатольевны!

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Ребёнок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми играет, когда их называет. Большое место в жизни детей занимает картинка. У детей старшего дошкольного возраста память носит непреднамеренный характер: ребёнок не умеет ставить перед собой цель запомнить – вспомнить, он запоминает непроизвольно.

Необходимо обучать ребёнка способам логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такой важный способ, как классификация.

Ребёнок должен запомнить определённое количество лежащих перед ним картинок. Посмотрев на них, он обнаруживает, что среди них есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки. При запоминании знакомого и небольшого по объёму материала ребёнок в состоянии назвать все имеющиеся группы картинок. При большем объёме материала такой процесс группировки будет происходить медленнее: найдя несколько групп и продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит ещё ту или иную группу. Затем уточняется состав каждой группы (мебель, посуда и т.д.). Определив в материале одну группу, например мебель, ребёнок ищет все картинки, относящиеся к ней и т.д. Удерживать в

памяти названия четырёх – пяти групп легче, чем запомнить двадцать картинок, не связанных между собой. Необходимо под руководством взрослого учить ребёнка группировать предметы, затем относить единичные предметы к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры.

Возьмите, например, картинки, изображающие « Лес», « Огород», « Птичий двор». Кто живёт в лесу? Что растёт в огороде? Кто обитает на птичьем дворе? (Гуси, утки, петух, курица, цыплята, индюк, волк, тигр, лиса, медведь, лев, рысь, картофель, морковь, огурцы, помидоры, свёкла, капуста).

Из всех картинок ребёнок должен выбрать те, которые соответствуют заданной теме.

Поиграйте с ребёнком в игру « Поможем кукле Кате».

-У куклы Кати новоселье. Она переехала в новую квартиру. Помогите Кате обставить комнату. Какая мебель ей нужна?

-К Кате на новоселье придут её друзья. Ей нужна посуда. Какая?

-Катя будет угощать гостей фруктами. Какими?

« Разрезные картинки »

-На столе стояли матрёшка и чайник. Девочка Таня нечаянно задела их. Матрёшка и чайник разбились. Надо склеить матрёшку и чайник.

« Что лишнее?»

Ребёнок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к остальным, объяснить, почему она лишняя.

Груша, картофель, огурец, капуста.

Платье, юбка, рубашка, кепка.

Ананас, яблоко, перец, лимон.

Овца, тигр, лошадь, корова.

Как помочь ребёнку быстрее запомнить стихотворение, рассказ.

Детям с нарушением речи свойственны:

-ограниченный запас слов;

-использование простых предложений;

-отсутствие эмоционально-выразительного окраса речи;

-множественные аграмматизмы;

- нарушение слоговой структуры слов;

- нарушение звукопроизношения.

Попытайтесь решить эти проблемы с использованием мнемотехники.

Мнемотехника – средство для запоминания стихов, скороговорок, чистоговорок, рассказов. Она состоит из картинок( изображений) соответствующим словам или фразам стихотворения, текста. Таким образом, текст произведения зарисовывается схематически. Используя мнемотехнику, мы ориентируемся на наиболее развитый у детей вид мышления – наглядно-образное мышление.

Учитель-логопед, рассказывая детям произведение, обращает их внимание на соотношение текста и графических изображений в мнемотаблице (мнемодорожке, мнемоквадратах). Дети стараются запомнить произведение, ориентируясь на схемы-изображения, и это значительно облегчает им запоминание.

Поэзия и другие виды художественной литературы являются источником и средством обогащения речи. Дети усваивают в процессе объяснения новые слова, образные выражения, сравнительные обороты. Известные русские и советские авторы являются эталоном правильной и красивой фразы.

Рассказывая стихи, рассказы, сказки, дети имеют возможность вжиться в образ героя и попытаться особо озвучить его, передать его чувства и переживания путём изменения тембра, силы, высоты, темпа, эмоционального окраса голоса.

Дети, а в особенности с речевыми нарушениями, с неохотой разучивают стихи, почти все испытывают трудности в работе по пересказу, с трудом удерживают в памяти последовательность событий. Таким образом, мнемотаблицы служат средством для запоминания, а также художественным оформлением произведения.

 

Советы учителя-логопеда для родителей, помогающих вырастить и воспитать разносторонне развитого ребёнка.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500-3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи ребёнка всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка).

Всё чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около).

Высказывания свои он строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения используются ещё редко.

Расширение словаря, употребление более сложных предложений нередко приводит к тому, что ребёнок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т. д)

Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

О нормальном речевом развитии ребёнка

К 3 годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (Б, БЬ, П, ПЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ), строит простые распространённые и сложноподчинённые предложения (« Мы не ходили гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам ребёнок правильно произносит свистящие звуки ( С, СЬ, З, ЗЬ). Он рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору.

К 5 годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки ( Ш, Ж ), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок.

Формирование правильной артикуляции (произношение звуков)

Для того, чтобы ребёнок правильно говорил, движения его артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти) должны быть полноценными, свободными, скоординированными, чёткими. Попробуйте поупражнять ребёнка в этих движениях.

Вырежьте в листе картона окошечко размером примерно 5х5см. и попросите ребёнка сесть перед зеркалом так, чтобы в окошечко он видел свой рот. Предложите ему подвигать губами, высунуть язык, т.е. обратить внимание на движения этих органов. Объясните, что звук только тогда будет красивым, понятным, если достаточно активно работают губы, язык, нижняя челюсть.

Высунуть и спрятать широкий язычок.

Высунуть и спрятать острый язычок.

Положить широкий язычок на нижнюю губу-«листок».

Широкий язычок поднять к зубам широко раскрытого рта и держать до 5 секунд - «чашечка».

Широкий язык высунуть, загнуть боковые края вверх, подуть ( 5-10 секунд) - «трубочка».

Двигать язычком из одного угла рта в другой (5-10 раз)- «маятник».

Присосать язык к нёбу, пощёлкать (5-10 раз)- «лошадка».

Присосать язык к нёбу при раскрытом рте, медленно опускать нижнюю челюсть (5-10раз)- «грибок».

Рот раскрыть, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы(5-10 раз)-«качалка».

Рот раскрыть, кончиком языка «укалывать» щёки внутри по очереди(5-10раз) – «укол».

Рот раскрыть , «почистить» язычком верхние зубы внутри и снаружи, нижние зубы внутри и снаружи (10-20 раз) – «щётка».

Облизывать широким язычком поочерёдно верхнюю и нижнюю губы(5-10 раз) – «варенье».

«Выкатывать» широкий язык, упираясь кончиком в нижние зубы, а «горка».

«Причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними – верхнюю губу(5-10 раз) – «гребешок».

Растянуть губы в улыбке, затем сжать в трубочку (5-10 раз) – «улыбочка-трубочка».

Втянуть губы в рот, затем выпятить (5-10 раз) - «прятки».

Улыбнуться то одним, то другим уголком рта (5-10 раз) – «зарядка».

Надуть щёки, «пополоскать» воздухом то правую, то левую щёку (5-10 раз) – «пузырёк».

Надуть щёки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы (5-10 раз) – «пушка».

Резко разомкнуть сжатые губы (5-10 раз) – «пробка».

Закрыть верхней губой нижнюю губу, и наоборот (5-10 – раз) – «козырёк».

Не нужно проделывать с ребёнком все упражнения артикуляционной гимнастики за один раз, достаточно будет нескольких упражнений.

Маленькие трудности для больших взрослых.

Звук-это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно чётко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.

Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке гласные звуки-А, У, И, Ы, Э, О.

Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие.

Согласные звуки звонкие – М, Н, Р, В, Ж, Д, Л, Б, З, Г.

Согласные звуки глухие – К, Т, Ш, Щ, Х, Ф, Ц, Ч, С, Т, П.

 

Приложите руку ребёнка к горлу попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различают по твёрдости и мягкости. Сравните, например, звук П в словах ПОПУГАЙ и ПЕТУХ.

 

Твёрдым звуком является согласный звук тогда:

- когда после него стоят гласные – А,О,У,Э,Ы (дом, лук);

- в конце слова( пар, пол);

- перед твёрдым согласным (капкан, двор).

Мягким звуком согласный звук является тогда:

- когда после него стоят гласные – Я, Ю, Ё, Е, И (семя, люк).

Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.

Всегда мягкие согласные – Щ,Ч.

Й – мягкий согласный, звонкий.

 

Согласные мягкие звуки будем обозначать зелёными кружками, твёрдые согласные - синими кружками ,а гласные звуки – красными кружками.

 

Буква – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы ( Ъ и Ь знаки ) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:

Я = ЙА

Ю = ЙУ

Ё = ЙО

Е = ЙЭ

 

Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребёнку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ ?

Сделать звуковой анализ слова – это значит определить количество звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков. Пример:

КОНИ

Звук К – согласный, твёрдый, глухой (синий кружок)

Звук О – гласный (красный кружок)

звук Н – согласный, мягкий, звонкий( зелёный кружок)

звук И – гласный (красный кружок)

Теперь вы вооружены достаточным количеством знаний. Желаю успехов!