Рады Вас приветствовать на страничке учителя -логопеда Кацавец Людмилы Анатольевны!

 

Игры-занятия по логопедической грамматике

Собери семейку слов

 

Цель: подбор однокоренных слов

Подбери слова - «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.)

А как можно назвать день зимой? (Зимний.)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.)

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (Зимуют.)

Вот, оказывается, сколько слов- «родственников» у слова «зима».

Что можно назвать зимним. (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода.)

А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник...).

 

Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник.)

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора - горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб-грибок, грибник, грибной;

вода - водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист-листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж-ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна - весенний, веснянка, веснушка;

сахар-сахарный, сахарница, сахарок.

 

Лишнее слово

 

Цель: подбор однокоренных слов

Найди среди этих слов лишнее - слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесник, лесовик, лестница.

Слово «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения - оно здесь лишнее.

Теперь попробуй сам найти лишнее слово.

Боль, болеть, больница, большой.

Вода, водить, водный, водяной.

Морщины, море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе, горняк.

Соседка, беседа, беседка, собеседник.

 

Найди общее

 

Цель: выделение корня в родственных словах.

Назови общую часть слов - «родственников»:

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасет, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

 

 

 

Почему их так назвали?

 

Цель: выделение двух корней в сложных словах.

Объясни, почему этих людей так называют. Для этого внимательно вслушайся в слова. Ты услышишь, что каждое из этих слов состоит из двух частей - из двух других слов.

Рыболов - рыбу ловит.

Пчеловод -... (пчёл разводит).

Землекоп -... (землю копает).

Пешеход -... (пешком ходит).

Лесоруб -... (лес рубит).

Трубочист -... (трубы чистит).

 

Послушай названия разных машин и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Самокат -... (сам катится).

Вездеход -... (везде ходит).

Ледокол -... (лёд колет).

Самосвал -... (сам сваливает). Самолёт -... (сам летит).

Паровоз -... (возит с помощью пара). Пароход -... (ходит с помощью пара). Молоковоз -... (молоко возит).

 

Два слова одном

 

Цель: образование сложных слов.

Придумай одно слово вместо двух.

Когда снег падает, как мы это называем? Снегопад. Когда листья падают -... (листопад).

Когда лёд по реке идёт -... (ледоход).

Когда с гор камни падают -... (камнепад).

Продолжаем обучать детей пересказу. Рекомендуемые тексты.

                                             Коля и Толя

В этом доме (рисуется дом) два мальчика живут. Одного Колей (рисуется школьник), другого Толей зовут (рисуется дошкольник). Коля уже большой, он учится в школе. А Толя – маленький, он ходит в детский сад.

Задания для ребёнка.

1.Ответить на вопросы:

Как зовут мальчика, который учится в школе?

Как зовут мальчика, который ходит в детский сад?

Кто же старше?

Где живут мальчики?

2.Отобрать из предметов (карандаш, две игрушки, книга, тетрадь) всё то, что нужно Коле, когда он пойдёт в школу.

3.Как надо говорить правильно?

Мальчик идёт (куда?)   …(в школу), но учится (где?)   …(в школе).

4.Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова и словосочетания.

5.Ребёнок пересказывает текст своими словами.

 

                                Не замёрзни, Лидочка!

Мама одевает Лиду (рисуется мама и девочка в зимнем пальто). Мама Лиде говорит: «Смотри , Лидочка, не замёрзни. Варежки не снимай (рисуются варежки). Шарф не развязывай».(Рисуется шарф)

Задания для ребёнка. .

1.Ответить на вопросы:

Как зовут девочку?

А как ты думаешь, на улице тепло или холодно?

Кто её одевает?

Значит, кого мама одевает?

Что у Лиды на руках?

А что у Лиды на шее?

2.Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова.

3.Отобрать из нарисованных картинок всё то, что ты наденешь на себя, если пойдёшь гулять зимой

4.Как надо говорить правильно:

Девочку зовут (как?)…(Лида). Шарф (у кого?)…(у Лиды). Мама завязывает шарф (кому?) …(Лиде) и пойдёт гулять с (кем?) …(с Лидой).

5.Ребёнок пересказывает текст.

 

                                            За грибами

Пошли дети в лес за грибами. (Рисуются дети с корзинками). По дороге идут, песенки поют. Вот и в лес пришли. (Рисуются 2-3 ёлки). На поляне гриб нашли. (Рисуется большой гриб).

Задания для ребёнка.

1.Ответить на вопросы:

Куда и зачем пошли дети?

Что они делали, когда шли?

Что они нашли?

А где они нашли гриб?

2.Взрослый читает ещё раз, ребёнок договаривает подчёркнутые слова.

3.Ребёнок пересказывает текст своими словами.

                                            Храбрый ёж

Ветер ёлками шумит.

Ёжик наш домой спешит (рисуется ёжик).

А навстречу ему волк (рисуется волк).

На ежа зубами – щёлк.

Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),

Волк со страху убежал.

Задания для ребёнка.

1.Ответить на вопросы:

Куда спешил ёжик?

Кого он повстречал в лесу?

Кому показал ёж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

2.Как надо говорить правильно:

В лесу живёт один злой (кто?)…(волк), но в лесу живёт много (кого?)…(волков). По ночам в лесу воют (кто?)…(волки).

3. Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова и словосочетания.

4.Ребёнок пересказывает текст своими словами.

 

 

Очень часто дети с общим недоразвитием речи плохо запоминают стихи из четырех и более строк.

Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший лучше проводить с опорой на предметные картинки или зарисовки-символы. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего ставятся соответствующие вопросы. Например: «Укусила киску муха, и болит у киски ухо» можно спросить: «Кого укусила муха? Кто укусил киску? Покажи, куда муха укусила киску?».

Двустишья для заучивания.

«Би-би- би,- гудит машина,-                       Кукла-куколка, бай-бай . 

Не поеду без бензина.                               Спи спокойно, засыпай.

 

Это миска. В миске                                    Это для Леночки

Молоко для киски.                                      Мороженое  на тарелочке.                           

 

Это самолет.                                                 Зайка под кустом сидит

В нем летит пилот.                                       И ушами шевелит.

 

Это ложка. Ложкой                                      В лес идут ребята

Буду есть окрошку.                                       Собирать опята.

 

Зайка маме говорит:                                   Сели дети на качели,

«Хвостик у меня болит».                            На качели сели - высоко взлетели.

 

Если дети научились отвечать на вопросы, выучили несколько двустиший можно начинать их обучать элементам пересказа. В результате такого обучения дети должны научиться передавать содержание маленьких рассказов несколькими предложениями.

Взрослый читает 2 раза (или рассказывает своими словами) маленький рассказ, иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, рисунком, игрушками. Затем задает вопросы. Тексты можно переделывать по усмотрению взрослого.

Рассказы.

 

                ПЕТУХ, КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА.

Петушок поет. ( Появляется петушок). Курицу с цыплятами зовет. Петушок

зернышки нашел (рисуют точки), сам не съел - цыплятам отдал.

 

Задания для  ребенка:

 1. Ответить на вопросы:  

      Кто нашел зернышки?

      Кого позвал петушок?

      Кому петушок отдал зернышки?

      Кто же склевал зерна?

2.   Подсказать слова ( взрослый еще раз читает, ребенок договаривает подчеркнутые слова ).

3.   Рассказать текст своими словами.

 

                 ЕЖ И КОТ

Ежик к нам во двор зашел. Еж арбузную корку нашел. Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался. Кот на ежа – прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал и домой убежал.

Задания для ребенка.

  1. Ответить на вопросы:  Куда забрел еж?

           Что он нашел?

           Кто к нему подкрался?

           Что наколол еж?

           Чем он уколол лапку ?

           Куда кот убежал?

  1. Подсказать подчеркнутые слова и попробовать рассказать.

 

                ЗАЙЧИК И ДОЖДЬ

Сидит зайчик на полянке,  греется на солнце. ( Рисуется зайчик, над ним солнце.) Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. ( Солнце закрашивается тучей.) А из тучи дождь полил. (Рисуется дождь.) Зайчик спрятался в кусты.( Зайчик под кустом.) Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.

 

Задания для ребенка.

  1. Ответить на вопрсы: Где сидел зайчик, когда грело солнышко?

           Почему зайчик залез под кусты?

           Куда спрятался зайчик от дождя?

           Что он боялся промочить?

  1. Подсказать подчеркнутые слова.
  2. Рассказать текст своими словами.

 

 

Дифференция звуков с-ц

Замены и перестановки этих звуков в детской речи встречаются нередко. Происходит это оттого, что оба они относятся к группе так называемых переднеязычных звуков (т.е. в их произнесении важную роль играет положение кончика языка, который находится у нижних резцов). Попробуйте поочерёдно произнести звуки с и ц. Вы почувствуете, что эти звуки можно произнести с разной длительностью. Звук с произносится долго и без напряжения, а вот звук ц произносится коротко, напряжённо (при его произнесении происходит последовательный, толчкообразный переход от звука ц к звуку с).

Предложите ребёнку подержать руку перед ртом в момент произнесения этих звуков, давая ему возможность с помощью осязания почувствовать непрерывный ток выдыхаемой струи при произнесении звука с и короткий толчок воздуха при произнесении звука ц. После того как ребёнок уяснит различия между этими двумя звуками, можно приступать к упражнениям.

 

Повтори слоги:

са-ца; со-цо; су-цу; сы-цы; сэ-це; ца-са; цо-со; цы-сы; це-сэ; са-ца-са; со-цо-со; су-цу-су; сы-цы-сы;

сэ-цэ-сэ; ца-са-ца; цо-со-цо; цу-су-цу; цы-сы-цы; це-сэ-це; аца-аса-асо; ацу-асу-асы; ацэ-асэ-аса; ацы-асы-асо.

Повтори слова парами:

цапля-сабля; царить-сорить; свет-цвет; Светик-цветик;

световой-цветовой; лицо-колесо; овца-лиса.

Повтори слова:

станция; синица; лисица; солнце; сердце; пословица; мастерица; ситуация; столица; спица; писательница;

супница; сахарница; сестрица; косица; лестница; сорванец; свинец; баснописец; песец; столбец; броненосец;

скиталец; секция; сцепление; специализация; семицветик; цистерна.

Попробуй повторить.

Курица с лисицей

Не смогут ужиться.

Цапля с синицей

Стали за стол садиться,

Наелись мясца,

Напились водицы.

 

На сене – цветы,

В цветах – кольцо,

За кольцом – яйцо,

В яйце – птенцы.

 

 

Большинство звуков русского языка – ротовые, то есть образуются при помощи выходящей изо рта воздушной струи. Мягкое нёбо в момент произношения ротовых приподнимается и закрывает вход в носоглотку и только звуки м и н – носовые. При произношении мягкое нёбо не перекрывает вход в носоглотку и звуки произносятся с носовой эмиссий. Иногда дети путают эти звуки. Это бывает при нарушении носового дыхания, слуха и т.д.

Послушай и повтори чистоговорки.

Нам обидно –

Дна не видно –

Оно одно –

У дна темно.

Воды много –

Помоем ноги –

Но дна не видно –

Нам обидно.

 

              ***

Надя ела, Надя ела,

Ей, однако, надоело.

Надо, надо доедать –

Надо донце открывать.

 

              ***

У папы на пол

Упала шляпа.

Её от пыли

Мы мылом мыли.

Но мыли мало –

Пыль не пропала.

Поохал папа –

Пропала шляпа.

 

              ***

Бульона было мало,

Нам мама наливала:

Любе, Белле, Боре – до отвалу,

Алле, Мане, Майе – помалу.

 

 

Дифференция звуков ш-ж

 

Повтори слоги:

жа-ша, жа-ма-жа, аш-аж, кша-гжа, аша-ажа, жма-шма;

жо-шо, шо-жо-шо, ош-ож, шко-жго, ошо-ожо;

жу-жу, жу-шу-жу, уш-уж, шну-жну, ужу-ушу;

жи-ши, ши-жи-ши;

ыш-ыж, шпы-жпы, ыши-ыжи;

же-ше, же-ше-же, еж-еш;

жвэ-швэ; эше-эжэ.

Повтори слова парами:

шить – жить;

шил- жил;

шила- жила;

шутка- жутко;

вишу – вижу;

шаль – жаль;

шайка – жалко;

шея – Женя;

шесть – жесть;

наши – ножи.

Попробуй повторить.

Ёж жирафа попросил:

Одолжи мне мышц и жил.

 

                  ***

Жуки – малыши

Спешат в камыши.

 

                  ***

Маша свежий пирожок

Уложила в свой мешок.

 

                   ***

В лесу ежи –

Лови, держи.

Нашла ежа –

Спеши держать.

 

Детям очень нравятся задания, связанные с исправлением «смысловых» ошибок в предложениях. Пускай ребёнок подумает, можно ли так сказать:

Жук нашёл Наташу.

Пол бежит по мышке.

Саша жил у ёжика.

Ладошки тают на снежинках.

Дорожка скачет по лягушке.

Лыжи катаются на Жене.

Снежная баба лепит Гришу.

Вешалка висит на Жениной одежде.

Жора ужалил шмеля.

Предложите ребёнку подумать, как составить предложения из слов:

На, окошко, кошка, лежать.

У, Женя, ёжик, жить.

На, плюшки, стол, свежие.

Окно, шум, за, дождь.

Мама, желе, сварить, вишнёвое.

Снежная, лепить, баба, малыши.

Под, душистый, окна, жасмин.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков б-п, д-т, г-ж, з-г, ж-ш отличается лишь тем, что при произношении звонких звуков б, д, в, г, д, ж голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Ребёнок может почувствовать эту вибрацию, приложив руку к гортани. При произношении же глухих звуков п, т, ч, к, с, ш голосовые связки разомкнуты, вибрации не происходит. Ребёнок может путать звонкие и глухие звуки, так как он ещё не научился чётко управлять своим голосом и не воспринимает на слух разницу между произнесением звонкого и глухого звука.

Дифференциация звуков б-п

Повтори слоги:

ба-па, ба-па-ба, ап-аб, бна-пно, ста-аба;

бо-по, по-бо-по, оп-об, бул-плу, опо-обо;

бу-пу, бу-пу-бу, уп-уб, бры-пры, упу-убу;

бы-пы, пы-бы-пы, ып-ыб, бва-пфа, ыбы-ыпы;

бэ-пэ, бэ-пэ-бэ, эп-эб, бгу-пку, эбэ-эпэ.

 

Повтори слова парами:

бал - пол;

балка – полка;

банты – панты;

бар – пар;

барка – парка;

боты – пот;

борт – порт;

больно – полька;

болото – полоть;

копал – кабан;

губа – крупа;

дробинка – тропинка;

дробилка – копилка;

белить – пилить;

бить – пить;

был – пыл.

Попробуй повторить.

Две подружки, две рыбёшки

Шьют ботинки и сапожки.

Без забот и без хлопот

Всем сошьют по паре бот.

 

Раз пришёл баран на поле –

Там бурьяна было вволю.

В поле побывал баран –

С поля весь пропал бурьян.

 

Копали ребята

Болото лопатой.

Поленья рубили

И печку топили.

 

Дифференциация звуков в-ф

 

Повтори слоги:

ви-фа, ва-фа-ви, ав-ав, фло-вло, афа-ава;

во-фо, фо-во-фо, оф-ов, фка-вга, офо-обо;

ву-фу, ву-фу-ву, уф-ув, фту-вду, уфу-уву;

вы-фы, фы-вы-фы, ыф-ыв, фро-вро, ыфы-ывы;

вэ-фэ, вэ-фэ-вэ, эф-эв, фса-вза, эвэ-эфэ.

 

Повтори слова:

вена – фен;

ванты – фанты;

винтик – финик;

сон – фон;

ворс – форс;

варан – фазан;

лава - лафа;

каравай – сарафан;

кавун – тайфун;

совет – буфет.

 

 

Попробуй повторить:

Валя на завалинке

Надевает валенки,

А Феня на лавке

Ищет булавки.

 

Филин клевал финики,

Лев жевал вареники,

А потом дельфины

Привезли варенье.

 

Вязала кофточку сова,

Носила кофточку сама,

А для совят футболочки

Сошьёт сова иголочкой.

 

Поспорили как-то фазан и варан

Что легче, удобней:

Софа иль диван?

На шестом году жизни дети учатся чётко произносить все звуки, различать на слух такие группы звуков, как с-з, с-у, ж-ш, г-щ, с-ш, з-ж, у-ч, с-щ, л-р. Только в том случае ребёнок овладеет правильным звукопроизношением, если он умеет различать собственные звуки и звуки, слышимые им в речи других людей.

Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия (именно фонематическое восприятие и есть умение дифференцировать звуки) с предъявлением так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук. Результат работы над фонематическим восприятием связан и с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен уметь вслушиваться в речь окружающих.

Рассмотрим начальный этап работы в этом направлении: узнавание неречевых звуков. Именно это способствует также и развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего ребёнок не сможет дифференцировать звуки.

 

Слушаем звуки за окном

- Что гудит? (Машина.)

- Что шумит? (Ветер.)

- Кто лает? (Собака.)

Слушаем звуки из соседней комнаты

             - Что гудит? (Пылесос)

            - Что играет? (Музыка.)

            - Кто смеётся? (Брат.)

 

  Угадай, что за звук?

           Разорвать бумагу.

            Звякнуть ложкой по стакану.

            Постучать по стене.

Громче – тише

            - Что это за звук?

(Упражнение с использованием звучащих предметов – погремушек, колокольчика, барабана и т.д.

 

Дифференциация звуков С и Ш

Звуки с и ш отличаются тем, что они имеют разный артикуляционный уклад (при их произнесении органы артикуляции занимают различное положение). При произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Общее между этими двумя звуками то, что оба они – звуки глухие (при их произнесении голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.)

 

Повтори слоги:

            со-шо                       шо-со;

            са-ша                        ша-са;

            сы-ши                       ши-сы;

            су-шу                        шу-су;

            са-ша-са;

            со-шо-со;

            су-шу-су;

            сы-ши-сы;

            ша-са-ша;

            шо-со-шо;

            шу-су-шу;

            ши-сы-ши;

            аша-аса-аша;

            ошо-аша-аса;

            ушу-аши-асы;

            аши-асы-усы.

Повтори слова парами.

            шайка – сайка;

            шок – сок;

            шут – суд;

            шутки – сутки;

            шип – сип;

            шитый – сытый;

            пошёл – посол;

            нашить – носить;

            смешить – смесить;

            шрам – срам;

            штиль – стиль;

            штопор – стопор;

            шифон – сифон;

            шкала – скала.

Повтори слова: 

Саша;

сушка;

сушь;

спешить;

смешить;

смешать;

скушать;

насмешить;

стишок;

слишком;

сынишка;

солнышко;

смышлёный;

соловушка;

сушёный;

стёклышко;

смешной;

поспешно;

успешно;

насмешка;

душистый;

пушистый;

послушный;

скворушка;

смешок;

старушка;

шелест;

шесть;

шествие;

шоссе;

пастушок;

посошок;

слушок;

машинист;

веснушки;

путешествие.

 

Попробуй повторить.

            Шишки на сосне, шашки на столе.

            В шалаше шесть шалунов.

            Шапкой Саша шишки сшиб.

            Мамаша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

            Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

            На горе-горушке стоит избушка.

            В этой избушке живёт старик со старушкой.

 

           

 

 

У детей голосообразующий аппарат ещё не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голос, оберегать ребёнка от напряжения, форсирования голоса, длительных голосовых нагрузок, которые возникают, если ребёнок разговаривает слишком громко, кричит.

Учите ребёнка произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в различном темпе. Ребёнок будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый.

 

- Как ветер воет тихо? (у-у-у). А громко? (У-У-У).

- Как ослик тихо кричит? (иа-иа-иа). А громко? (ИА-ИА-ИА).

- Маленький медвежонок рычит: ы-ы-ы, а большой: Ы-Ы-Ы.

            - Скажи тихо, чтобы никого не разбудить: Доброе утро!

            - Скажи, чтобы тебя все услышали: ДОБРОЕ УТРО!

Объясните ребёнку, что одинаковые фразы воспринимаются по-разному, если их произносят с различной интонацией:

 - Ты будешь со мной играть?

- Ты будешь со мной играть!

- Ты будешь со мной играть…

- Ты будешь со мной играть.

Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу по-разному.

- Как говорит черепаха? Медленно

- Я иду гулять.

- Как говорит зайчик? Быстро

- Я иду гулять.

 

Если вы читаете ребёнку сказки, то он помнит, наверное, «Теремок», «Колобок», «Курочку Рябу», «Репку». На материале этих сказок очень удобно тренировать выразительность речи, учиться интонированности. Текст запоминается легко, так как основан на повторах, в то же время фразы произносятся разными персонажами, что вынуждает ребёнка придавать голосу различные оттенки, говорить выразительно, чётко. Хорошо, если при этом ребёнок будет смотреть на иллюстрации к сказке.

Развитие речевого дыхания

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведённые ниже упражнения.

Кто дольше?

Вместе с ребёнком дуйте на лежащий на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, лёгкий. Вдох производится через нос.

Буря в стакане

Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

Бабочка (птичка)

На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щёк, - бабочка полетит.

Снежинка

Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.

Ветерок и листья

Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7-10) и укрепите их на палочке, предложите ребёнку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.

Кораблики

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.

Не забудьте, что ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным.

Кроме того, упражнения на дыхание утомляют малыша, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.

Ау-ау-ау-ау.

Уа-уа-уа-уа.

Иа-иа-иа-иа.

Ай-яй-яй-яй.

Ой-ей-ей-ей.

Ту-ту-ту-ту-ту.

Ба-ба-ба-ба-ба.

Фу-фу-фу-фу-фу.

Пи-пи-пи-пи-пи.

Ко-ко-ко-ко-ко.

На ёлке удод, под ёлкой енот.

Аля ахала, а Оля охала.

И я иду, и Юля идёт.

Это эхо, эхо это.

Иголки у ёлки,

Колки иголки.

У Тани ноты.

У Тани боты.

Учимся говорить выразительно

            Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребёнок может легко определять ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ре