Рады Вас приветствовать на страничке учителя -логопеда Кацавец Людмилы Анатольевны!

Советы учителя-логопеда для родителей, помогающих вырастить и воспитать разносторонне развитого ребёнка.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500-3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи ребёнка всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка).

Всё чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около).

Высказывания свои он строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения используются ещё редко.

Расширение словаря, употребление более сложных предложений нередко приводит к тому, что ребёнок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т. д)

Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

О нормальном речевом развитии ребёнка

К 3 годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (Б, БЬ, П, ПЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ), строит простые распространённые и сложноподчинённые предложения (« Мы не ходили гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам ребёнок правильно произносит свистящие звуки ( С, СЬ, З, ЗЬ). Он рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору.

К 5 годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки ( Ш, Ж ), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок.

Формирование правильной артикуляции (произношение звуков)

Для того, чтобы ребёнок правильно говорил, движения его артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти) должны быть полноценными, свободными, скоординированными, чёткими. Попробуйте поупражнять ребёнка в этих движениях.

Вырежьте в листе картона окошечко размером примерно 5х5см. и попросите ребёнка сесть перед зеркалом так, чтобы в окошечко он видел свой рот. Предложите ему подвигать губами, высунуть язык, т.е. обратить внимание на движения этих органов. Объясните, что звук только тогда будет красивым, понятным, если достаточно активно работают губы, язык, нижняя челюсть.

Высунуть и спрятать широкий язычок.

Высунуть и спрятать острый язычок.

Положить широкий язычок на нижнюю губу-«листок».

Широкий язычок поднять к зубам широко раскрытого рта и держать до 5 секунд - «чашечка».

Широкий язык высунуть, загнуть боковые края вверх, подуть ( 5-10 секунд) - «трубочка».

Двигать язычком из одного угла рта в другой (5-10 раз)- «маятник».

Присосать язык к нёбу, пощёлкать (5-10 раз)- «лошадка».

Присосать язык к нёбу при раскрытом рте, медленно опускать нижнюю челюсть (5-10раз)- «грибок».

Рот раскрыть, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы(5-10 раз)-«качалка».

Рот раскрыть, кончиком языка «укалывать» щёки внутри по очереди(5-10раз) – «укол».

Рот раскрыть , «почистить» язычком верхние зубы внутри и снаружи, нижние зубы внутри и снаружи (10-20 раз) – «щётка».

Облизывать широким язычком поочерёдно верхнюю и нижнюю губы(5-10 раз) – «варенье».

«Выкатывать» широкий язык, упираясь кончиком в нижние зубы, а «горка».

«Причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними – верхнюю губу(5-10 раз) – «гребешок».

Растянуть губы в улыбке, затем сжать в трубочку (5-10 раз) – «улыбочка-трубочка».

Втянуть губы в рот, затем выпятить (5-10 раз) - «прятки».

Улыбнуться то одним, то другим уголком рта (5-10 раз) – «зарядка».

Надуть щёки, «пополоскать» воздухом то правую, то левую щёку (5-10 раз) – «пузырёк».

Надуть щёки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы (5-10 раз) – «пушка».

Резко разомкнуть сжатые губы (5-10 раз) – «пробка».

Закрыть верхней губой нижнюю губу, и наоборот (5-10 – раз) – «козырёк».

Не нужно проделывать с ребёнком все упражнения артикуляционной гимнастики за один раз, достаточно будет нескольких упражнений.

Маленькие трудности для больших взрослых.

Звук-это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно чётко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.

Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке гласные звуки-А, У, И, Ы, Э, О.

Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие.

Согласные звуки звонкие – М, Н, Р, В, Ж, Д, Л, Б, З, Г.

Согласные звуки глухие – К, Т, Ш, Щ, Х, Ф, Ц, Ч, С, Т, П.

 

Приложите руку ребёнка к горлу попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различают по твёрдости и мягкости. Сравните, например, звук П в словах ПОПУГАЙ и ПЕТУХ.

 

Твёрдым звуком является согласный звук тогда:

- когда после него стоят гласные – А,О,У,Э,Ы (дом, лук);

- в конце слова( пар, пол);

- перед твёрдым согласным (капкан, двор).

Мягким звуком согласный звук является тогда:

- когда после него стоят гласные – Я, Ю, Ё, Е, И (семя, люк).

Всегда твёрдые согласные: Ш, Ж, Ц.

Всегда мягкие согласные – Щ,Ч.

Й – мягкий согласный, звонкий.

 

Согласные мягкие звуки будем обозначать зелёными кружками, твёрдые согласные - синими кружками ,а гласные звуки – красными кружками.

 

Буква – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы ( Ъ и Ь знаки ) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:

Я = ЙА

Ю = ЙУ

Ё = ЙО

Е = ЙЭ

 

Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребёнку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ ?

Сделать звуковой анализ слова – это значит определить количество звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков. Пример:

КОНИ

Звук К – согласный, твёрдый, глухой (синий кружок)

Звук О – гласный (красный кружок)

звук Н – согласный, мягкий, звонкий( зелёный кружок)

звук И – гласный (красный кружок)

Теперь вы вооружены достаточным количеством знаний. Желаю успехов!