Группа № 7 для детей с 6 до 7 лет

Воспитатели: 

             Титова Галина Рудольфовна                    Кузнецова Надежда Владимировна

              Учитель - логопед:                       Помощник воспитателя: 

    Кацавец Людмила Анатольевна                 Даниялова Павхан Маккидиновна

 

100.jpg

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Скоро в первый класс».

Осталось всего несколько месяцев и Ваш ребенок пойдет в первый класс. Это радостное и, вместе с тем – волнительное событие не только для родителей, но, прежде всего – для самого дошкольника. Он, конечно, в большей степени ожидает каких-то новых, ярких, веселых впечатлений, но мы с вами – взрослые, знаем, что зачастую этот новый этап сопровождается не только положительными эмоциями, но и переживаниями, стрессами и разочарованиями. И вот каким будет этот этап, во многом зависит от психологической готовности ребенка к школе, формированию которой мы, взрослые, можем способствовать.

Что же такое психологическая готовность ребенка к школе и как она определяется? Это совокупность мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностно-социальной готовности. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Мотивационная готовность – это желание ребенка учиться, познавать что-то новое и стремление к осознанию себя взрослым. Для развития мотивации нужно положительно отзываться о школьной жизни, рассказывать веселые истории из своего прошлого, нацеливать на приобретение новых знаний в будущем. Ведь, если взрослые рассказывают о том, как они не хотели учиться, какие скучные были учителя и предметы, которые они преподавали, какими драчунами были их одноклассники, то вряд ли стоит ожидать от ребенка стремление идти туда, где нет ничего интересного, а полученная им информация вызовет только негативное отношение. Полезным будет посмотреть с ребенком фильмы про школьную жизнь, например, «Приключения Электроника»«Гостья из будущего»«Удивительные приключения Дениса Кораблева» и др. Еще одним из мотивационных приемов может послужить чтение художественной литературы о школе. Также хорошей мотивацией будет совместный выбор школьной формы, рюкзака и школьных принадлежностей – дайте здесь больше свободы ребенку, это поможет ему почувствовать себя имеющим право принимать самостоятельные решения.

Эмоционально-волевая готовность – это умение регулировать свои чувства и эмоции; способность сосредотачиваться; делать не то, что хочется, а то, что нужно, даже, если это кажется неинтересным; не бояться сложностей и учиться решать самостоятельно возникающие трудности. Также очень важно в дошкольном возрасте способствовать формированию у ребенка адекватной самооценки. Научить его видеть собственные ошибки, уметь их исправлять, радоваться собственным успехам и успехам других детей. Потому что, если домашние хвалят свое чадо за все, чтобы он ни сделал, то он будет воспринимать похвалу как само собой разумеющееся и, столкнувшись в школе с критикой со стороны учителя и детей, он будет воспринимать это как непринятие, плохое к нему отношение и могут возникнуть трудности в общении и доверии. И лучшим средством развития эмоционально-волевой готовности является игра. Ребенок через игру учится выполнять правила, дожидаться своей очереди, умению проигрывать и принимать статус проигравшего не как окончательный, а как временное явление на пути преодоления трудностей и достижению желаемого результата.

Интеллектуальная готовность – это совокупность имеющихся знаний, умение думать, делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи, способность высказываться об окружающем мире и о самом себе, развитие памяти, мелкой моторики. Помощь взрослого заключается в поддержании познавательного интереса и готовностью отвечать на его бесконечные «почему», развивать наблюдательность, читать литературу, способствующую развитию интеллектуальных способностей, смотреть вместе передачи и развивающие мультфильмы.

Личностно-социальная готовность – это умение ребенка общаться с окружающими его людьми; умение принимать и исполнять принятые в обществе нормы общения; способность учитывать интересы коллектива и других детей; умение отстаивать свои интересы, чувствовать разницу в общении с детьми, учителями, другими взрослыми и родителями. Для развития личностно-социальной готовности необходимо позволить ребенку самостоятельно устанавливать контакты с различными людьми, держа этот процесс под контролем.

Сформированность всех этих составляющих психологической готовности ребенка к школе является важным фактором успешного обучения, но, все же, не единственным. Задача взрослых, окружающих ребенка — создать необходимые условия для успешной адаптации ребенка в новом статусе. Важным, даже определяющим успешность школьного обучения, является здоровый психологический климат в семье, любовь и доверие. Ведь если самые близкие люди готовы помогать, оберегать от возможных ошибок, радоваться успехам, сопереживать неудачам, поддерживать в любых ситуациях, то это обязательно даст свои плоды в деле повышения качества адаптации, а в дальнейшем – обучения. Также немаловажным является и соблюдение режима дня: ребенок должен вовремя ложиться спать; питаться по часам здоровой пищей, обогащенной всеми необходимыми для роста и развития элементами; достаточное время пребывать на свежем воздухе и реализовывать свои потребности в двигательной активности. Еще одним из условий успешной адаптации послужит постепенный переход от дошкольного детства к школьной деятельности. В период подготовительного к школе возраста желательно отдать ребенка на подготовительные занятия, которые есть во многих школах. Это послужит как интеллектуальному развитию, так и настроит ребенка на организованную групповую деятельность в другом коллективе, отличном от дошкольного. А если ребенок не посещает детский сад, то, тем более, это станет для него хорошей возможностью вхождения в коллектив детей. Также эти занятия помогут настроиться на систематическое выполнение заданий и будут способствовать развитию чувства ответственности. Выбор учителя является неотъемлемым условием успешного обучения. Если педагог творчески подходит к своей профессии, стремится создать для детей комфортный климат, находит индивидуальный подход к каждому ребенку и с мудростью профессионала решает возникающие конфликтные ситуации – это высокий процент того, чтобы стать ребенку другом, а, следовательно, и авторитетным учителем.

Создание всех вышеперечисленных условий и их исполнение помогут сделать этот период более привлекательным и менее болезненным для физического и психологического здоровья ребенка. Успешное преодоление возможных трудностей, связанных с новой социальной ролью, напрямую зависит от взаимодействия взрослого и ребенка.

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать – зависит весь его дальнейший путь к знаниям»(В. А. Сухомлинский)